Тайная жизнь трюфелей (часть 1)
Холодным ноябрьским днем мы гуляем в лесу неподалеку от Болоньи с Мирко Илличе (Mirko Illice), сборщиком трюфелей, и его собакой Клинто. Клинто бегает между дубами, обнюхивая землю, иногда замирая, а потом возобновляя бег. Внезапно он останавливается и начинает неистово рыть землю лапами. «Ага, он нашел итальянский белый трюфель, — объясняет Мирко. — Он роет двумя лапами только когда находит именно этот гриб». Мирко мягко оттаскивает возбужденную собаку от ямы, запускает туда руку, извлекает желто-коричневый клубень размером с мячик для гольфа — итальянский трюфель (Tuber magnatum), растущий в северной Италии, Сербии и Хорватии. «Benissimo, Клинто», — произносит Мирко нараспев. Хотя это и не самый ценный экземпляр, но все же находку пса можно будет продать на воскресном рынке примерно за $50.
На протяжении всей истории человечества трюфели попадали в меню и в фольклор. Их подавали на пиршествах фараона Хеопса. Добывали грибы и бесчисленные поколения жителей пустынь — бедуины, бушмены пустыни Калахари и аборигены Австралии. Римляне ценили необыкновенный вкус трюфелей и считали, что их порождает гром.
Современные эпикурейцы ценят трюфели за их характерные аромат и вкус. Они готовы выкладывать за них огромные суммы: в последнее время за килограмм итальянского белого трюфеля давали более $3 тыс. И все же, несмотря на неизменный интерес людей к грибам, многое из их биологии остается загадкой. Однако за последние два десятилетия генетические исследования и полевые наблюдения прояснили происхождение и функции этих организмов и показали, что трюфели играют ключевую роль во многих экосистемах. Благодаря данным открытиям мы получили информацию, необходимую для сохранения многих видов, чье выживание напрямую зависит от этих жителей подземного мира.
Грибы среди нас
То, что мы обычно называем трюфелями, представляет собой плодовые тела ряда определенных видов грибов. Эти мясистые органы — временные репродуктивные структуры, в которых формируются споры. Споры в конечном счете прорастают и дают начало новым поколениям. Трюфели отличаются от других грибов тем, что их плодовые тела со спорами формируются не над, а под землей. Они принадлежат к группе аскомицетов, однако существуют и «ложные трюфели», относящиеся к базидиомицетам. Учитывая данное обстоятельство, мы будем говорить обо всех грибах, образующих плодовые тела под землей, как о трюфелях.
Первые научные попытки разгадать секреты трюфелей относятся к началу XIX в., когда фермеры из Германии, желавшие их выращивать, поручили ботанику Альберту Бернхарду Франку (Albert Bernhard Frank) выяснить, как же развиваются данные деликатесы. Исследования Франка показали, что грибы плотной сетью оплетают корешки деревьев, служащие для всасывания воды и питательных веществ из почвы. На основе таких наблюдений он предположил, что между грибами и деревьями сформировались симбиотические отношения — они делятся друг с другом питательными веществами. В дальнейшем ботаник установил, что такие взаимоотношения широко распространены и представляют собой основу здоровья и роста многих растительных сообществ. Теории Франка противоречили общепринятой точке зрения, согласно которой трюфели и другие грибы вызывают заболевание и гниль у растений, и попали под огонь серьезной критики со стороны его коллег. Но хотя понадобился еще почти целый век на то, чтобы получить неопровержимые доказательства, догадка Франка была верна.
Все трюфели и другие грибы с плодовыми телами формируют сеть нитей, или гифов, которые врастают в корешки растений, образуя общий орган всасывания, известный как микориза. Растение получает от гриба ценные питательные вещества и воду (тоненькие гифы могут добыть их из полостей в почве, куда не могут добраться более толстые корешки растения). Растение же снабжает своего партнера сахарами и другими питательными веществами, которые оно производит в процессе фотосинтеза; они необходимы грибам, однако те не могут синтезировать их самостоятельно, т.к. им недоступен фотосинтез. Такие партнерские отношения настолько полезны для обеих сторон, что стали практически необходимы для выживания как большинства деревьев и других одревесневающих растений, так и самих грибов. Большинство травянистых растений (у которых нет постоянного наземного одревесневающегостебля) тоже формируют микоризу, хотя и с другими грибами.
Различные виды грибов, в том числе и образующие трюфели, формируют разновидность микоризы, называемую эктомикоризой: гриб обволакивает корешки растения внешней защитной тканью. Разнообразие грибов, образующих эктомикоризу, впечатляет: один из нас (Джеймс Трапп) подсчитал, что более 2 тыс. видов грибов связаны с псевдотсугой (хвойное вечнозеленое дерево, используемое на древесину и в качестве рождественских елей). Вероятно, столько же видов, если не больше, состоят в симбиозе с австралийскими эвкалиптами. Существование многие других видов деревьев, важных в экономическом и экологическом отношении, тоже зависит от грибов, образующих эктомикоризу. Большинство из них формируют плодовые тела над землей, но несколько тысяч видов образуют трюфели.
Продолжение статьи - читать.