РАСТЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ ЦВЕТНЫХ ЛАМПОЧЕК



Производители лампочек накаливания в последнее время ощущают растущую конкуренцию со стороны компаний, выпускающих люминесцентные лампы и светильники на светодиодах. Приходится искать новые рыночные ниши. Так, одним из перспективных изделий становятся лампочки с колбами из цветного стекла. Лампы с желтыми колбами применяются, в частности, в автомобильных фарах.

Эксперименты с многочисленными красителями показали, что необходимые оптические характеристики и цвет придает стеклу добавка сульфоселенида кадмия. Пока стекло варится и остается жидким, оно не имеет никакого цвета, но при определенных режимах охлаждения или в результате последующей термической обработки стекло приобретает оттенок от светло-желтого до рубинового.


Цветная лампочка PY21W для автомобильной фары.

Но сварить стекло мало, нужно превратить его в колбочки. В качестве заготовок используют стеклянные трубки. И тут выяснилось, что широко применяемая отрезка и запайка концов трубок кислородными горелками не годится. Пламя нагревает стекло до такой высокой температуры, что краситель в некоторых местах выгорает и окраска становится неравномерной. Пока специалисты разрабатывают новую технологию, производственники вернулись к несколько менее производи тельному способу и выдувают колбы в металлические формы.

Н. ТЕРЕЩЕНКО, Э. КУЗИНА, Р. ПОПОВ. Разработка составов цветного электровакуумного стекла и технологии получения изделий на его основе. "Стекло и керамика" № 6, 2005, стр. 19-21.

КЛЕЁНЫЙ БРУС - БУДУЩЕЕ ДЕРЕВЯННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В строительстве дач и загородных коттеджей вместо пиленого бруса теперь в основном применяют клееный. Характеристики клееного бруса настолько высоки, что, когда решали, как восстанавливать московский Манеж, для реконструкции знаменитых бетанкуровских ферм выбрали именно этот строительный материал.

Но хороший брус можно изготовить, только соблюдая все технологические тонкости: правильно подбирая породы древесины и сортамент пиломатериалов, качественно подготавливая заготовки к склеиванию и выбирая подходящий клей.


Клееный брус можно изготавливать из пиломатериалов различного сечения и из различных пород древесины.

Чаще всего на изготовление клееного бруса идет сосна. Из нее можно склеить брус целиком. Однако для внутренних слоев лучше подходит ель. Она более равномерно высыхает, поэтому в готовом изделии остаточные внутренние напряжения невелики, и брус не растрескивается. Очень хороший брус получается, если для наружных слоев используют древесину лиственницы. Она по сравнению с сосной обладает большей прочностью и упругостью. Кроме того, в ней содержится много смолы, поэтому при строитель стве нет нужды применять антисептики. Наконец, у бруса, покрытого лиственничными пиломатериалами очень красивый внешний вид. Правда, приходится учитывать то обстоятельство, что лиственница плохо сохнет, поэтому толщина доски не превышает 25 мм.

Сушат древесину на мягких режимах - при температуре не выше 70°С - до тех пор, пока влажность не достигнет примерно 12%. При изготовлении клееного бруса руководствуются правилом: лучше пересушить, чем недосушить. Дело в том, что при набухании сухой древесины возникают напряжения сжатия, которые не вызывают расслоения, а в противном случае, при усушке, отрывающие напряжения могут привести к растрескиванию бруса.

К важным факторам, влияющим на качество готового изделия, относится выбор марки клея. Часто применяемый в изготовлении деревянных конструкций клей ПВА не годится для несущих конструкций, поскольку не выдерживает высоких статических нагрузок. Гораздо лучшие результаты получают, применяя для соединения деталей бруса эмульсионный поливинилизоцианатный (ЭПИ) клей.

С. КАРАТАЕВ. Производство строительного клееного бруса. "Дерево.ru" № 3, 2005, продажа клееного бруса от компании F-group 

У БОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ПОВЫШАЕТСЯ ТЕМПЕРАТУРА

До 30% тепловых потерь у зданий и сооружений происходит через ограждающие конструкции, а проще - через стены и крышу. Если при проектировании и строительстве были допущены ошибки, если нарушалась технология строительных материалов, если здание эксплуатировалось ненадлежащим образом, то у его стен, как у простуженного человека, повышается температура. Градусником ее не измеришь, но сейчас выпускают разнообразные тепловизоры, которые легко справляются с этой задачей.

Это достаточно точные и надежные приборы, однако, применяя их, необходимо выполнять ряд правил. Термографию проводят в отопительный сезон, причем выбирают момент, когда разница температур внутри здания и за его пределами максимальна. Осадки в виде дождя, снега, инея сильно искажают результаты измерений. Тяжелые строительные материалы, такие, как кирпич, бетон и пр., обладают значительной тепловой инерцией, поэтому измерения нельзя начинать раньше, чем через 12 часов после того, как исследуемый объект находился на солнце. Наиболее предпочтительно для термографии тихое пасмурное утро.

С. МИЛОВАНОВ. Применение тепловизоров в промышленном и гражданском строительстве. "Промышленное и гражданское строительство" № 5, 2005, стр. 58.

ЧЕМ БОЛЬШЕ СПУТНИКОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Навигационные технологии в современном мире неразрывно связаны с космосом. Россия играет важную роль в обеспечении глобального навигационного поля. Ради этого был реализован проект Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). В рамках проекта на круговых орбитах высотой около 20 000 км с углами наклона 55-65° были развернуты группировки космических аппаратов. Они позволяли с высокой точностью осуществлять навигацию военным и гражданским потребителям не только на территории нашей страны, но и в любой точке Земли. К сожалению, в недавнем прошлом из-за недостатка финансирования произошла частичная деградация системы, и ее эффективность заметно снизилась.

Космическая навигационная система - один из важных аспектов безопасности государства, и руководством страны принято решение восстановить и развить ее.

Если в пределах прямой видимости находятся хотя бы три спутника, то потребитель может определить свои координаты. Чтобы вероятность "видеть" сразу три спутника была не ниже 0,95, орбитальная группировка должна насчитывать 18 спутников, а если группировка состоит из 24 спутников, вероятность повышается до 0,997.


Космический аппарат "Глонасс М".

Сейчас в России приступили к разработке и созданию космических аппаратов "Глонасс М" и перспективных аппаратов "Глонасс К" со сниженными габаритами и массой.

Космические аппараты "Глонасс М" имеют герметичный отсек, внутри которого с помощью системы жалюзи и набора обогревателей поддерживается относительно постоянная температура. Точное определение местоположения объектов на земле зависит от стабильности частоты сигнала. А та, в свою очередь, "уходит", если меняется температура. Поэтому температура вблизи источника стандартной частоты регулируется особенно жестко (колебания температуры здесь не превышают ±1°С). Для питания оборудования спутник оснащен солнечными батареями, а в тени от Земли питание происходит от аккумуляторов. На спутнике имеется двигательная установка, которая точно выводит его в расчетное положение, после чего никаких коррекций орбиты не требуется в течение всей жизни аппарата.

Для запусков аппаратов "Глонасс М" предусмотрены две схемы: либо ракета "Протон" с разгонным блоком "Бриз М", стартуя с Байконура, выводит на орбиты сразу три аппарата, либо стартующая с Плесецка ракета "Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат" выводит один аппарат. До 2007 года запланирован запуск 18 спутников "Глонасс М" (вместе с уже летающими спутниками "Глонасс" орбитальная группировка вырастет до 24 единиц).

В дальнейшем на орбиты будут выводить спутники "Глонасс К". У них нет герметичного корпуса, а все приборы размещаются на боковых панелях, не освещаемых солнцем. Это позволит намного уменьшить массу и размеры спутников. Ракета "Протон" сможет вывести на орбиту сразу шесть аппаратов, а ракета "Союз-2" - два.

В. БАРТЕНЕВ, В. ЗВОНАРЬ, А. КОЗЛОВ и др. Глобальная космическая навигационная система: перспективы развития. "Космонавтика и ракетостроение" № 4, 2004. стр. 29-36.