ПОД НАРО-ФОМИНСКОМ



22 октября 1941 г. в Наро-Фоминск ворвались части 258-й пехотной дивизии врага, но дальше реки Нары продвинуться не смогли.
На защиту наших рубежей прибыли войска 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова. Они заняли рубеж по восточному берегу реки. Б обороне города участвовали 1-я гвардейская Московская мотострелковая дивизия, севернее — 222-я, южнее, в районе деревни Атепцево,— 110-я (бывш. 4-я дивизия народного ополчения Куйбышевского района Москвы), в районе села Каменское — 113-я (бывш. 5-я дивизия народного ополчения Фрунзенского района Москвы). Несколько позже в состав армии была включена 201-я Ла-тышекая стрелковая дивизия. На этом рубеже воины 33-й армии вели упорные и непрерывные оборонительные бои до 8 января 1942 г.
Непосредственно за город Наро-Фоминск сражалась 1-я гвардейская Московская мотострелковая дивизия под командованием Героя Советского Союза полковника А. И. Лизюкова. В тяжелых оборонительных боях летом 1941 г. дивизия покрыла себя неувядаемой славой. 18 сентября 1941 г. она одной из первых в Красной Армии была преобразована в гвардейскую.
Первым на защиту города 21 октября прибыл 175-й стрелковый полк. Штаб дивизии разместился на северо-восточной окраине города — в Наро-Федоровке. Наблюдательный пункт 175-го стрелкового полка был оборудован на церковной колокольне рядом с каменным мостом через Нару. Полк занял оборону западнее города, но в ночь на 22 октября в юго-западную часть Наро-Фоминска просочились вражеские автоматчики. Несколько дней шли упорные бои. Юго-западная часть города дважды переходила из рук в руки. В корпусах текстильной фабрики и фабричного городка советские бойцы сражались за каждый этаж, за каждую лестничную клетку. К концу дня 22 октября полк сохранил за собой лишь часть корпусов, примыкавших к каменному мосту, где вплоть до освобождения города 26 декабря оборонялась 4-я рота под командованием Евстратова.
9 мая 1973 г. здесь, на берегу Нары, был открыт мемориальный комплекс защитникам Наро-Фоминска. Из красного мрамора воздвигнуто надгробие на могиле Неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. Надпись на мраморе
гласит: «Люди, пока бьются ваши сердца, помните, какой ценой завоевано счастье! »
Рядом, на гранитном постаменте, водружен могучий танк. В восстановленном здании бывш. церкви, где находились командный и наблюдательный пункты 175-го стрелкового полка, открыт Наро-Фоминский историко-краеведческий музей, в котором собраны священные реликвии героев, сражавшихся за город.
На месте боев, недалеко от железнодорожного моста через Нару, воздвигнут обелиск: «Комсомольцам, павшим в боях за Наро-Фоминск в Великой Отечественной войне, от студентов Московского инженерно-физического института. Октябрь 1967 г.».
Другой памятник воздвигнут за рекой, на 75-м километре Киевского шоссе. На мощном гранитном постаменте установлена 152-миллиметровая пушка-гаубица. На металлической доске надпись: «Здесь, на Киевском шоссе, в конце октября 1941 г. славные воины 33-й армии и московского народного ополчения остановили немецко-фашистские полчища. Перейдя в решительное контрнаступление, они 26 декабря освободили от врага город Наро-Фоминск». Это орудие — реликвия. Из него воины 1-й гвардейской Московской мотострелковой дивизии били фашистов на Наре.
В июле 1976 г. Наро-Фоминск, в связи с 50-летием преобразования его в город, награжден орденом Отечественной войны I степени.
Южнее Киевского шоссе сражались ополченцы-москвичи 110-й и 113-й стрелковых дивизий. На левом фланге 33-й армии, в районе деревень Горчухино, Атепцево, Слизнево, Каменское, Рожково, сражение приняло особенно ожесточенный характер. Воины-москвичи проявили непреклонную решимость не пропустить врага к родной столице.
На небольшом участке обороны у бывш. кирпичного завода 38 бойцов, заняв блиндажи, поклялись стоять насмерть. 1 декабря, когда вражеские солдаты вплотную подошли к блиндажам, комиссар батальона Н. Ф. Зайцев поднял бойцов в рукопашную схватку. Смелым ударом враг был отброшен. Ночью гитлеровцы снова попытались овладеть кирпичным заводом, но и эта атака была отбита. Ружейным огнем, гранатами и бутылками с горючей смесью герои уничтожили до 50 вражеских солдат. Комиссар Зайцев с бойцами держал оборону до подхода советских войск. В конце дня 2 декабря подразделения соседней 1-й гвардейской Московской мотострелковой дивизии отбросили немецкие войска на этом участке за реку Нару.
В районе Горчухино, недалеко от дороги, идущей вдоль реки на юг, стоит ныне белый обелиск. Это памятник 38 бойцам, сражавшимся у кирпичного завода.
Южнее, у деревни Атепцево, на братской могиле стоит другой памятник. Б конце октября здесь, на восточном берегу реки Нары, воины 110-й стрелковой дивизии остановили немецкие части и в течение двух с половиной месяцев удерживали рубеж до перехода войск 33-й армии в контрнаступление. Открытие этого памятника состоялось в канун 1966 г. Работники Госплана РСФСР воздвигли обелиск на свои средства в память погибших товарищей — батальонного комиссара И. С. Петрухина, секретаря партбюро полка Я. И. Кузьмина и других.
Ожесточенное сопротивление наступающему противнику в селе Каменское оказал 1290-й стрелковый полк 113-й стрелковой дивизии. Будучи окруженным, полк в течение всего дня 1 декабря самоотверженно дрался с врагом. Вырвавшись ночью из окружения, полк сосредоточился в деревне Плаксино и продолжал отбивать атаки противника.
Здесь, под Каменском, на братской могиле воздвигнут памятник героям-москвичам — бойцам 5-й (113-й) дивизии народного ополчения Фрунзенского района столицы.
18 декабря части 110-й дивизии при поддержке частей 201-й Латышской дивизии перешли в контрнаступление. В районе Горчухино, Атепцево, Слизнево части 110-й дивизии прорвали оборону противника и устремились на запад. 1291-й полк дивизии форсировал реку Нару и с ходу решительной атакой овладел деревней Елагино. Однако полк не имел достаточного прикрытия с флангов и был окружен противником. Личный состав полка в тяжелых условиях (нехватка продовольствия и боеприпасов, двадцатиградусный мороз и т. д.) проявил исключительное мужество и самоотверженность. В течение восьми дней полк наносил удары по врагу, нарушая его коммуникации, ведущие к плацдарму на левом берегу Нары. 27 декабря полк с боем вышел из окружения и соединился с главными силами дивизии.
Личному составу полка командующий 33-й армией генерал-лейтенант М. Г. Ефремов объявил благодарность, отличившиеся бойцы и командиры были награждены орденами и медалями. В этих боях мужество, смелость и самоотверженность проявили также и воины-латыши 201-й Латышской дивизии. Многие из них отдали свои жизни, защищая советскую столицу. Был тяжело ранен командир дивизии Я. Вейкин, погиб комиссар Э. Бирзит.
Враг стянул к Наре, в районе деревни Елагино, две дивизии, которые занимали хорошо развитую систему оборонительных рубежей. Упорные бои наших войск сковали здесь крупные силы врага, что позволило другим дивизиям 33-й армии развивать прорыв на главном направлении.
Бережно охраняются на подмосковной земле братские могилы героев-латышей. Одна из них находится у села Елагино, другая — на 75-м километре железной дороги, у платформы Латышская.
Под Наро-Фоминском, на 91-м километре Киевского шоссе, 6 мая 1975 г. был открыт памятник-мемориал погибшим воинам-добровольцам 110-й и 113-й ополченских дивизий Куйбышевского и Фрунзенского районов Москвы. Сюда перенесли их прах из братской могилы, которая находится у деревни Добрино.
Над каменной площадью взметнулись высокие пилоны. За ними — две стелы из черного гранита, на которых изображены сцены былых сражений и мирного труда сегодняшних дней. Как клятва звучат слова москвичей, высеченные на граните: «Славу героев в сердце храним!»