МАКСИМ ГОРЬКИЙ



Алексей Максимович Горький (1868 — 1936) — великий русский писатель, основоположник литературы социалистического реализма — выступил еще задолго до Октября как певец революционной бури, верящий в безграничные возможности человека-творца.
Буревестник революции, М. Горький становится одним из опаснейших врагов самодержавия. Полицейский надзор, аресты, специальные распоряжения  властей сопутствуют каждому шагу писателя. Один из ярких эпизодов, где проявился страх властей перед Горьким, разыгрался в Подмосковье еще за несколько лет до революции 1905 г. «В ноябре 1901 г. заболевший Горький переселялся из Нижнего-Новгорода в Ялту,— вспоминал писатель Н. Д. Телешов.— Путь лежал через Москву, где Горький должен был пробыть от утреннего поезда до вечернего. Это пребывание в Москве показалось кому-то опасным, и жандармы семью Горького пропустили в Москву, а его самого на товарной станции, перед самой Москвой, задержали, потом пересадили в другой вагон, перевели вагон с Нижегородской линии на Курскую, так как эти два пути здесь перекрещиваются,  и  отогнали  за  полсотни верст в город Подольск».
Произвол жандармов скоро стал известен. В Подольск срочным поездом отправились из Москвы  друзья  писателя:   Н.   Д.   Телешов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, К. П. Пятницкий.
На свидание с Горьким поехал тотчас же и ф. И. Шаляпин. Полиция боялась оставить Горького в Москве даже на несколько часов. Зато пребывание писателя в Подольске вылилось в яркую демонстрацию. Московский обер-полицмейстер Трепов, пытаясь смягчить событие, происшедшее в Подольске, доносил по начальству, что «в Подольск отправилось несколько человек литераторов, в том числе артист Шаляпин, которые и были единственными лицами, провожавшими в Подольске Горького». Телешов же вспоминал: «Когда мы вернулись на вокзал, там был, вероятно, весь город... Таким образом, весь смысл и вся премудрость подольской задержки сводились к тому, чтобы не впустить опасного писателя в Москву».
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась завершением огромной исторической эпохи, итогом борьбы народных масс царской России за свое освобождение.
Горький был гениальным художником, отразившим в своем творчестве глубинные процессы этого времени. «Максим Горький не только исключительный художник,— определял значение великого пролетарского писателя Мартин Андерсен Нексе, — он нечто большее, он живое воплощение своей эпохи. Через него миллионы людей, все низшие слои человечества приобретают голос, чтобы никогда снова не стать безгласными».
В послеоктябрьские годы Горький создает произведения,   отражающие   великую   битву    пролетариата, трудящихся масс, партии большевиков за победу революции.
Борясь за утверждение идеалов советского общества, Горький берет на себя титанический труд объединения всех литературных сил, направляя их на строительство новой, социалистической культуры. Он призывает «охватить всю работу в Союзе Советов, все завоевания разума, давать итоги всем положительным явлениям нашей действительности». По инициативе Горького  создаются  многие  советские журналы: «Красная новь», «Литературная учеба», «Наши достижения», «За рубежом». Он организует издания, имеющие целью распространять знания по истории революции, гражданской войны, истории жизни трудящихся на фабриках и заводах. Для пропаганды лучших образцов русской и мировой литературы при активном участии Горького основываются издания «Всемирная литература», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия» и др. Вокруг Горького объединяются все лучшие силы молодой советской литературы.
Вернувшись из-за границы, куда Горький по настоянию В. И. Ленина уезжал лечиться, писатель подолгу живет в Москве и в подмосковных Горках.
Горки, бывш. усадьба фабриканта Морозова, расположена на берегу Москвы-реки, неподалеку от Звенигорода. Здесь Алексей Максимович Горький провел последние годы своей жизни — с 1931 по 1936 г. В Горках писатель работал над многими главами «Жизни Клима Самгина», над пьеса ми «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». Многие публицистические статьи 30-х годов писались в подмосковных Горках. Здеа не раз бывали известные писатели. Среди них А. Н. Толстой, К. А. Федин, А. А. Фадеев. Здеа проходили деловые совещания и встречи с редколлегиями различных журналов и издательств. В Горки приезжали к Горькому Гер берт Уэллс и Ромен Роллан.
Подмосковье хранит память о многих и многих писателях нашего, советского времени — поэтах и прозаиках, создавших произведения, которые вошли в золотой фонд литературы. В разные годы в Подмосковье жили А. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. В. Вересаев, С. Н. Сергеев-Ценский, А. С. Новиков-Прибой, Н. Д. Телешов, В. А. Гиляровский, В. Я. Брюсов, А. П. Гайдар, Ф. В. Гладков, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский и многие другие.
Созданные в годы Советской власти подмосковные музеи своими бесценными реликвиями напоминают нам о том, как героически боролся народ и его лучшие представители за свободу и счастье всех людей труда, за такое устройство жизни, где главным мерилом, определяющим место человека в обществе, становятся не богатство и знатность, а труд без эксплуатации и без эксплуататоров.