П. И. ЧАЙКОВСКИЙ



Подмосковье вошло в историю музыкальной культуры с именем великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840— 1893).
«В настоящее время все помыслы мои устремлены на то, чтобы устроиться где-нибудь в деревне близ Москвы на постоянное жительство. Я не могу больше довольствоваться кочеванием и хочу во что бы то ни стало быть хоть где-нибудь у себя дома»,— так писал Чайковский в одном из своих писем в начале 1885 г.
В этом году он снял дачу в селе Майданове близ Клина, а в 1888 г. переехал во Фроловское. С мая 1892 г. композитор поселился на окраине Клина.
Творчество Чайковского, по общему признанию, является образцом реалистического искусства. Духовный рост композитора совершался в теснейшей связи с русской классической литературой. Горячая любовь к гению Пушкина вдохновила его на создание опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Творческая дружба связывала его с А. Н. Островским, дирижером и пианистом Н. Г. Рубинштейном, актером П. М. Садовским, А. П. Чеховым. Огромное влияние оказывало на развитие демократических устремлений композитора творчество Льва Толстого.
Последний период жизни П. И. Чайковского, связанный с пребыванием в Клину, в селениях Майданове и Фроловском, оказался необычайно плодотворным. Тому способствовала вся обстановка, окружавшая здесь Чайковского, природа и тишина. «Я совершенно влюблен во Фроловское,— писал он,— вся здешняя местность кажется мне раем небесным».
Майданово — небольшое селение на правом берегу реки Сестры, рядом — березовая роща, широкие просторы полей и синеющие дали леса. Здесь Чайковский работал с большим подъемом. Он заканчивает оперу «Черевички» (переделав ее из оперы «Вакула»), создает симфонию «Манфред», оперу «Чародейка», пишет камерную музыку, многие романсы. Во Фроловском рождаются балет «Спящая красавица», Пятая симфония, заканчивается инструментовка оперы «Пиковая дама». Композитор приступает здесь же к работе над бале том «Щелкунчик», однако заканчивает его в Майданове, куда на короткое время вновь пришлось перебраться из Фроловского.
В начале мая 1892 г. Чайковский переезжает в Клин. «Здесь я гораздо более у себя,— записывает он,— прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, что и в дождь могу гулять, не утопая в грязи». В новом своем жилище композитор создает бессмертную Шестую симфонию.
В начале октября 1893 г. Чайковский выехал из Клина в Петербург вместе с гостившими у него друзьями виолончелистами А. А. Бранковым и Ю. С. Поплавским. 16 октября состоялось первое исполнение Шестой симфонии. Дирижировал оркестром при этом сам композитор. А в ночь с 24 на 25 октября П. И. Чайковский скончался.
Дом великого композитора в Клину решением Советского правительства в 1921 г. был превращен в Государственный Дом-музей П. И. Чайковского. Бесценные реликвии музея воссоздают образ гениального композитора и музыканта, раскрывают сложный духовный мир человека и гражданина, одного из образованнейших людей России. В кабинете сохранилось все в том виде, как было 7 октября 1893 г.— в день отъезда композитора. На письменном столе — бювар с последними записями, сделанными Чайковским. Знаменитый рояль. Им пользовался Петр Ильич с 1885 г. Свидетели разнообразнейших интересов композитора — книги на русском и иностранных языках: по философии, естествознанию, музыкальной культуре, сочинения Герцена, Радищева, Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Плещеева, Полонского, А. К. Толстого, иностранная классика. Многие книги содержат пометки Чайковского, следы раздумий и упорного труда...
О личных знакомствах, о глубоком уважении, а порою и преклонении перед талантами свидетельствуют многочисленные изображения знаменитых музыкантов: портрет учителя Петра Ильича — Антона Григорьевича Рубинштейна, первого директора первой в России консерватории (в Петербурге); портрет любимого композитора Чайковского — Михаила Ивановича Глинки; портреты Бетховена, И.-С. Баха, Генделя, Гайдна, Вагнера, Моцарта.
Необычайно богата в наши дня жизнь Дома-музея П. И. Чайковского. Сотни тысяч поклонников гениального композитора ежегодно проходят через залы музея. Люди из всех стран мира с огромным волнением переступают порог этого дома. Еще в августе 1968 г. музей встретил своего миллионного посетителя.
С каждым годом расширяются возможности музея: открыт концертный зал, демонстрируются кинофильмы о Чайковском, организуются выставки. Среди них такие, как «Ленин и музыка», «Чайковский — слава русского искусства». Хорошей традицией стали приезды в Клин участников, членов жюри и гостей международных конкурсов музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.