Л. Н. ТОЛСТОЙ



Трагическое положение крестьянина — «поильца и кормильца русской земли» — пробудило гневное выступление великого писателя Льва Николаевича Толстого (1828—1910) против всех и всяческих эксплуататоров.
С именем Л. Н. Толстого безраздельно связаны Ясная Поляна, Тульская, Орловская, Калужская и другие области. Но и Подмосковье было ему хорошо знакомо. Оно также давало писателю богатый материал для создания многих художественных и публицистических прозведений. Можно назвать десятки памятных мест — сел и деревень, где побывал Толстой, где знакомился он с жизнью подмосковных крестьян. Крекшино, Отрадное, Никольское-Обольяново, Голицыне), Спасское-Торбеево, Покровское-Стрешнево, Соголево и т. д. По дорогам Подмосковья трижды проходил он пешком следуя из Москвы в Ясную Поляну.
В ранние годы жизни (50—60-е), еще молодым писателем, Толстой не раз бывал в Подмосковье. Навещал в Кунцеве В. П. Боткина. Ездил в Сергиев-посад (ныне Загорск), в Троице-Сергиеву лавру.
В Подмосковье Толстой работал над мн . гими своими произведениями, художественными и публицистическими, получал впечатления и точные данные об исторических событиях, знакомился с жизнью народа — крестьянами, рабочими подмосковных фабрик и заводов. Подмосковье дало ему материал для создания таких всемирно известных романов, как «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина». Многие страницы его повестей и рассказов живо рисуют подмосковные места... Уже в одной из первых повестей «Отрочество» писателем поэтически изображены знакомые нам подмосковные просторы, поля и леса, деревни и села... «Вот уж запахло деревней,— любовно пишет Толстой,— дымом, дегтем, баранками... С обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелеными ставнями...»
Знакомство с Кунцевом, во время пребывания в мае 1856 г. на даче В. П. Боткин , вдохновило молодого писателя изобразить в повести «Юность» это привлекательное, в ту пору дачное место. Герой повести Николенька Иртеньев отправляется к своему приятелю Нехлюдову в Кунцево на дачу.
В январе 1856 г. Толстой проводит время под Москвой в Соголеве, имении двоюродной сестры его матери — В. А. Волконской. Семидесятитрехлетняя княжна, свидетельница четырех коронаций, помнившая пережитые ею годы войны с Наполеоном, хорошо знавшая деда Толстого Н. С. Волконского и рано умершую мать писателя, которую сам Толстой не помнил, много рассказывала будущему автору «Войны и мира» о событиях 1812 г.
В Соголеве Толстой написал один из своих ранних рассказов «Три смерти», изобразив, как мучительно умирает «жалкая и гадкая» барыня, прожившая никчемную жизнь, как просто и спокойно принимает смерть ямщик и как красиво падает срубленное топором дерево.
Работа над «Войной и миром» потребовала посещения знаменитого поля сражения под Бородином, куда в сопровождении брата своей  жены, Степана Берса, и отправился Толстой в сентябре 1867 г. Ему хотелось увидеть Бородино в начале осени, в то время, когда произошло сражение (26 августа — 7 сентября 1812 г.).
Из Москвы выехали вечером 25 сентября. В дороге Толстой не спал. Он осматривал почтовые станции, записывал названия: Перхушково, Подлипки, Можайск...
Бородинское поле было тщательно исследовано писателем, составлен план расположения русских и французских войск во время  сражения. Толстой побывал в деревнях Татариново, Семеновское, Утицы, Захарьино, Горки и многих других. Сделанные им записи показывают, с какой строгостью относился он к фактам истории.
«Французы пошли от Гридневой к Колотскому монастырю»,— отмечает он. «Горки самый высокий пункт», «Даль видна на 25 верст «Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов», «Солнце встает влево позади «Французам в глаза солнце», «Туман по болотам против Бородино» и т. д.
С. А. Берс вспоминает, что Толстой, встав на заре, объехал все поле, чтобы увидеть местность в час, когда началось знаменитое сражение. Он разыскивал стариков, живших еще в Отечественную войну и бывших свидетелями сражений.
Вернувшись в Москву из поездки, Толстой сообщает о своих впечатлениях жене: «Я очень доволен, очень — своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, и я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было. В Бородине мне было приятно, и было сознание того, что я делаю дело».
До 1881 г. Толстой лишь ненадолго оставляет Ясную Поляну. Приезды его в Москву редки и кратковременны. Это годы глубоких раздумий писателя над судьбами народа, над смыслом жизни. «Волнуюсь, мятусь и борюсь духом и страдаю»,— записывает он после посещения Троице-Сергиевой лавры и беседы с архимандритом Леонидом. Церковь, благословляющая насилия, убийство и казни, отталкивает его. Наблюдая все ухудшающееся положение народа, обнищание и разорение обезземеленного крестьянства в пореформенной России, Толстой переживает перелом мировоззрения, готовившийся в нем постепенно.
Подводя итог жизненных исканий, уже незадолго до смерти, в 1906 г., писатель так определяет их смысл: «Удивление и ужас перед зверством людей я испытал 25 лет тому назад, когда во мне произошел тот душевный переворот, который открыл мне смысл и назначение нашей истинной жизни и всю преступность, жестокость, мерзость той жизни, которую мы ведем, люди богатых классов, строя наше глупое материальное внешнее благополучие на страданиях, забитости, унижении наших братии».
Именно после пережитого кризиса конца 70-х и начала 80-х годов в произведениях Толстого находит ярчайшее выражение «беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс»,— как отмечал В. И. Ленин.
В 1886 г. Толстой первый раз идет пешком из Москвы в Ясную Поляну. Его сопровождают сын художника Ге — Н. Н. Ге-младший и литератор М. А. Стахович. В пути Толстой беседует с крестьянами о жизни. В одной из деревень близ Серпухова он встретился со старым солдатом, и встречает, произвела на писателя огромное впечатление. Толстой записал рассказ старика, который за тем лег в основу его статьи «Николай Палкин».
«Он (солдат.— Ред.) служил при Александре I и Николае,— писал впоследствии Толстой.— «Тогда что было,— заговорил он.— Тог да на 50 палок и порток не снимали... Палки, палки!.. У нас солдаты и Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят - Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».
Вторично из Москвы в Ясную Поляну Толстой отправился пешком в апреле 1888 г. в сопровождении Н. Н. Ге. Из Серпухова Толстой писал жене: «Как я ни стар и как ни знаю нашу жизнь, всякий раз узнаешь во всех отношениях— и нравственном и умственном». На следующий год в третий раз Толстой про шел из Москвы дорогами Подмосковья, следуя в Ясную Поляну.
Впечатления, полученные Толстым и в этот раз, были значительны: «Насколько я испытываю чувство, часто близкое к ненависти к русскому правительству, настолько мне близок и дорог народ».
В декабре 1885 г. Толстой гостит у своих друзей Олсуфьевых в Никольском-Обольянове (ныне Подъячево). Он просматривает богатую библиотеку, отбирая все, что казалось ему ценным и нужным для «Посредника» — издательства для народного чтения,
которому Толстой отдавал много сил. В Никольском Лев Николаевич работает над рукописью повести «Смерть Ивана Ильича».
Бывал в Никольском Толстой и позднее, в 1887 и 1895 гг. Здесь написаны им многие страницы рассказа «Хозяин и работник», сделаны наброски так называемой «Коневской повести», сюжет которой сообщил Льву Толстому известный юрист А. Ф. Кони и которая впоследствии, в результате многолетней творческой работы, была развернута в роман «Воскресение».
В последнее свое пребывание в Никольском-Обольянове в январе — марте 1897 г. Толстой усиленно работал над трактатом «Что такое искусство?».
Давние отношения дружбы связывали Толстого с С. С. Урусовым, владельцем подмосковной усадьбы Спасское-Торбеево. «У меня было два (кроме А. А. Толстой, это — третье) лица, к которым я много написал писем, и, сколько я вспоминаю, интересных для тех, кому может быть интересна моя личность. Это — Страхов и кн. Сергей Семенович Урусов»,— писал Л. Н. Толстой.
С. С. Урусов был ученый, математик. Человек «необыкновенный», «прямой, решительный», «бесстрашный, вспыльчивый, гордый...», вспоминал о нем старший сын Толстого Сергей Львович.
Много работая, Толстой совершал и дальние прогулки по деревням и в округе Спасского. Перечень этих деревень и сел длинен: Зубцово, Лычево, Путилове, Торбеево, Короедово и многие другие.
«Жизнь вокруг,— пишет Толстой,— как и везде в России, плачевная. Везде и все одно и то же грустное: заброшенность людей... без малейшей помощи от сильных, богатых и образованных... Все устроено — и церковь, и школа, и государственное устройство, и промышленность, и увеселения, и нам, высшим классам,— с иронией говорит писатель,— только о себе следует заботиться».
Тягостное впечатление произвели на Толстого ситценабивная фабрика Л. Кнопа в селе Муромцеве (ныне город Красноармейск Пушкинского района). «Дело в том,— замечает писатель,— что люди свою жизнь задешево не по стоимости продают. Работают 15 часов. И выходит из-за станка — глаза помутивши, как шальной; и это каждый день». В Спасском Толстой обдумывал многие свои сочинения, писал «Плоды просвещения», «Крейцерову сонату» и др.
В 80-х годах Толстой дважды посетил имение Крекшино, принадлежавшее отчиму В. Г. Черткова, который был другом и единомышленником писателя. Чертков не раз подвергался преследованиям со стороны властей за свои убеждения и высказывания, близкие к взглядам Л. Н. Толстого. Ему запрещено было жить в Тульской губернии поблизости к Толстому.
Приезд в Крекшино в 1909 г. был последним посещением Подмосковья. После нескольких лет жизни вдали от Москвы Толстой вновь оказался в подмосковных деревнях. Он много беседовал с крекшинскими крестьянами и с волнением отмечал глубокие изменения, произошедшие в сознании народа после револю-цииЛ905—1907 гг. Писатель чувствует возникающую между ним и крестьянами «натянутость». Порою «на лицах» видно было «озлобление и ненависть за то, что я барин», отмечает он. Разговоры о любви ко всем, о всепрощении встречаются теперь с недоумением. Мысли о том, чтобы «все стереть с лица земли», чаще и чаще слышатся из уст крестьянства.
Тяжелые сомнения в том, верен ли избранный им путь непротивления злу насилием, появляются в записях Толстого. «Главное же, в чем я ошибся,— пишет он,— то, что любовь делает свое дело и теперь в России с казнями, виселицами и пр. ...»
Не понимая и не принимая революции, Толстой между тем не раз высказывал мысли, противоречащие его «непротивленству». 30 ноября 1905 г. он писал В. В. Стасову: «События совершаются с необыкновенной быстротой и правильностью. Быть недовольным тем, что творится, все равно, что быть недовольным осенью и зимой, не думая о той весне, к которой они нас приближают».
В. И. Ленин в статьях о Толстом дал исчерпывающий анализ противоречий во взглядах и учении великого писателя, «...Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов,— он сумел с замечательной силой передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования. Принадлежа главным образом к эпохе 1861—1904 гг., Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях — и как художник, и как мыслитель и проповедник — черты исторического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость».