МАМОНТОВСКИЙ КРУЖОК



В 1870 г. Абрамцево — усадьба и старые дом — были куплены Саввой Ивановичем Мамонтовым, ценителем искусств, меценатом, разносторонне одаренным человеком. Здесь кружке, получившем название Мамонтовского, объединились на почве общих художественны; и общественных интересов художники и артисты. Членами Мамонтовского кружка стали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. В. А. Серов, К. А. Коровин, В. И. Суриков И. С. Остроухое, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин. В Абрамцеве, где хозяевами были создань: все условия для творческой работы, писались ныне широко известные полотна. Чарующая природа Абрамцева — глухие леса, светлые поляны, живописные долины реки Вори, близость исторических мест — все располагало к вдохновению, подсказывало сюжеты.
И. Е. Репин под впечатлением посещения Троице-Сергиевой лавры вдохновляется идеей написать «Крестный ход в Курской губернии». На месте, в Сергиеве, он делает зарисовки с натуры отдельных персонажей картины — странников, урядников, горбуна... Но какой огромной силы обобщения достигает художник, когда картина его является в завершенном виде! Казалось, нищая, обездоленная Россия крестным ходом проходит перед зрителем. Несут хоругви, блестят золотом оклады икон, сверкает облачение. Черные тучи поднятой пыли обложили небо. Слышится многоголосое пение, глохнущее в топоте ног, в тяжелом дыхании. Время от времени раздается свист палок и окрики. Устрашающие фигуры урядников плывут над толпой. Они выше хоругвий, крестов и икон. Они над Россией!
В Абрамцеве Репин создает картину «Проводы новобранца», пишет портреты членов семьи С. И. Мамонтова.
В четырех километрах от станции Хотьково в бывш. имении Трубецких — Ахтырке жил на даче В. М. Васнецов. Летом 1880 г. здесь создал он свою «Аленушку». Ахтырский пруд окружил он дремучим лесом, запечатлев на полотне чудесную русскую сказку.
«...Широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно... То ярко-зеленые, то темноцветные листья стелятся по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно; белые и желтые водяные лилии, попросту называемые кувшинчиками, и красные цветочки темной травы, торчащие над длинными вырезными листьями,.— разнообразят зеленый ковер, покрывающий поверхность пруда» — так созвучно васнецовской сказочной «Аленушке» описал ахтырский пруд в «Записках об уженье рыбы» С. Т. Аксаков.
В годы, связывающие В. М. Васнецова с Абрамцевом, он создает полотна, отражающие красоту русского человека и русской природы, по мотивам искусства древней Руси. Художник делает много зарисовок, он пишет в Абрамцеве и знаменитых «Богатырей». Он создает образы не сказочных героев: перед нами действительный, земной, могучий Илья, озирающий из-под рукавицы окрест Русскую землю. Гневен Доб-рыня, вырывающий из ножен тяжелый меч. Мягок и тверд в своем лукавстве Алеша Попович... Стеной стоит богатырская застава на окраинах земли Русской.
Нежной задумчивостью овеяны лесные дали на полотнах М. В. Нестерова. В Абрамцеве художник вынашивает замысел знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею». В 80-х годах, когда впервые художник познакомился с поэтической природой Абрамцева, он пришел в восхищение от его живописных окрестностей. Именно здесь были созданы «нестеровские березки», сказочные виды и дали, составляющие особое очарование полотен Нестерова.
В. А. Серов, ученик И. Е. Репина, пишет в Абрамцеве один из своих шедевров — «Девочку с персиками», В. Д. Поленов запечатлел здесь берега речки Вори. Пейзажи, наброски с натуры, эскизы декораций и костюмов к постановкам на домашней сцене у Мамонтовых — все это драгоценная память о жизни и творчестве художников, объединившихся в Мамон-товском художественном кружке.
Среди лучших мастеров живописи здесь сформировалось и дарование своеобразного и многостороннего художника М. А. Врубеля. С его именем связан также расцвет гончарной художественной мастерской в Абрамцеве. Примером этого вида искусства является печь-лежанка из разноцветных изразцов, выполненная по рисунку Врубеля.
В залах музея сохраняются шедевры выдающихся живописцев, некогда с таким вдохновением трудившихся здесь. На стенах комнат — портреты С. И. и Е. Г. Мамонтовых, написанные И. Е. Репиным, портрет Верочки Мамонтовой, выполненный В. М. Васнецовым. Живописные полотна, эскизы, рисунки В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, Н. В. Неврева, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова — словом, тех, кто был деятельным участником художественного кружка. Особое место в музее-усадьбе занимают подлинные скульптурные работы М. А. Врубеля.
В парке музея-усадьбы посетителей останавливает сказочная «избушка на курьих ножках» — плод фантазии В. М. Васнецова. Там же, словно игрушечная, церквушка, построенная по проекту Васнецова в подражание знаменитой новгородской церкви Спас-Нередицы. В росписи ее участвовали многие художники Мамонтовского кружка.
По-прежнему со всем своим очарованием встречает старый парк новых гостей современного Абрамцева, пробуждая память о выдающихся людях прошлого, одаряя щедрою красотой своей, красотой неувядающей природы.