И. С. ТУРГЕНЕВ И С. Т. АКСАКОВ



Абрамцево в полной мере можно назвать памятным местом, тесно связанным с жизнью Ивана Сергеевича Тургенева (1818— 1883).
В то время, когда владельцем Абрамцева был Аксаков, здесь собирались литераторы, артисты, ученые, многочисленные друзья из кругов московской интеллигенции.
В молодости Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) был известен как театральный критик. К суждениям его прислушивались великие артисты Е. С. Семенова, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин и другие. В пожилом возрасте он создает произведения, поставившие его имя в ряд крупнейших русских писателей XIX века. Это «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и др. Реалистическое отображение действительности талантливым пером — таково драгоценное качество его книг. Умеренные взгляды Аксакова не помешали ему изобразить многие неприглядные стороны крепостничества, создать образ помещика-зверя Куролесова.
В Абрамцево к Аксакову приезжали кроме Гоголя И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, Д. В. Григорович, постоянно гостили московские друзья К. С. Аксакова (старшего сына Сергея Тимофеевича.— Ред.) — поэт-славянофил А. С. Хомяков, публицист и критик Ю. Ф. Самарин И  другие.
Аксаков и Тургенев — это глубокая связь двух представителей разных поколений литераторов XIX века. С первого антикрепостнического рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч», который появился в некрасовском «Современнике», Аксаков, не переставая, следил за каждым творческим выступлением Тургенева. Для молодого литератора Аксаков был строгим критиком, к его замечаниям Тургенев внимательно прислушивался, спешил обменяться с ним мнениями, прислать еще в рукописи рассказ или повесть. Дружба писателей возникла естественно и сложилась прочно. Не мешали ей расхождения во взглядах, ибо дружбу эту связывала горячая любовь обоих к родине. Они желали видеть ее освобожденной от рабства. Оба считали своим долгом способствовать счастью ее, служа родной литературе. Восторженно отзывался Тургенев об аксаковских «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии». В свою очередь, Аксаков читал в рукописи «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Постоялый двор», романы «Рудин» и «Дворянское гнездо». О повести «Постоялый двор» Аксаков писал: «Русские люди, русская драма жизни, некрасивая по внешности, но потрясающая душу, изображенная русским талантом».
Тургенев приезжал в Абрамцево в мае 1854 г. Он беседовал с Аксаковым в весеннем парке. Над вершинами деревьев, над зазеленевшими полями стояло яркое солнце, и теплый золотистый свет ласково касался каждой ветки, листа, травинки. Второй приезд состоялся в 1855 г. Тургенев навестил Аксакова вместе с М. С. Щепкиным. Это был суровый период Крымской войны, последняя зима мрачного царствования Николая I. Читали новые главы аксаковской «Семейной хроники», в том числе одну из самых ярких и страшных, рисовавшую крепостной быт, свирепое своеволие помещиков, главу о злодее Куролесове. Чтение произвело на Тургенева сильное впечатление. Он возмущался, что старик Багров не наказал примерно негодяя... Радовался, что в конце концов Куролесо-ва постигло возмездие: мужики отравили его.
К тургеневским памятным местам следует отнести также Царицыно и Кунцево, которые теперь вошли в черту Москвы.
Места эти запечатлены в романе Тургенева «Накануне».
В 1856 г., направляясь за границу, И. С. Тургенев гостил в Кунцеве на даче В. П. Боткина. Тургенев впервые прочел в тот раз еще не оконченную им повесть «Фауст». Это было время, когда передовые люди России уже угадывали, что и царствование Александра II не обещает ожидаемых перемен. Тревога за будущее родины слилась с личными невзгодами и горькими разочарованиями писателя. Все это грустными мелодиями отозвалось в лирической повести «Фауст». И сама встреча Тургенева с Боткиным была окрашена грустью. Их поколению дано было мечтать в юности и всю жизнь утрачивать надежды. Со смертью царя-жандарма Николая I надежды, вечные спутники их жизни, как будто воскресли, но вот уже не дни, не недели, не месяцы — вновь уходят годы, а все остается по-прежнему...
Много минуло лет. Целая полоса русской жизни отошла в историю. Пало крепостное право, но «на место сетей крепостных люди придумали много иных». Реакция 60-х годов развеяла остатки надежд на возрождение родины, де стало «Современника», тюрьма и могила приняли многих «честных и смелых борцов», уходило с исторической сцены еще недавно кипевшее нерастраченными силами поколение Базаровых... Близость к революционной молодежи, знакомство с русскими эмигрантскими кругами народовольцев помогли Тургеневу создать последний роман «Новь», посвященный теме «хождения в народ» героев-одиночек.
В 1878 г. И. С. Тургенев, возвратившись в Россию и направляясь в родное Спасское-Лутовиново, что на Орловщине, последний раз побывал в Подмосковье. Он посетил в Кунцеве Павла Михайловича Третьякова, основателя знаменитой картинной галереи; съездил в Абрамцево. Тургеневу хотелось «...вновь увидать ту узкую, извилистую речку (Воря.— Ред.), на берегу которой он с автором «Семейной хроники» предавался уженью рыбы, тот дом, где проживала тесно сплоченная, дружная, патриархальная семья... где на старом аксаковском пепелище водворились новые люди, новая жизнь...»
В советские годы скромная усадьба С. Т. Аксакова превращена в музей-усадьбу «Абрамцево». Многое сохранилось здесь от той далекой поры, когда в полный жизни аксаковский дом приезжали знаменитые гости — Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, многие литераторы, ученые, друзья и поклонники писателя... Теперь «Абрамцево» — одно из любимых мест туристов, посещающих Подмосковье.
Посетителей музея встречают и произведения художников, народных мастеров, повествующие о другой поре Абрамцева, связанной с деятельностью знаменитого Мамонтовского художественного кружка.