А. С. ПУШКИН



О безмятежном начале жизненного пути Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) напоминает подмосковная деревня Захарово.

Мне видится мое селенье,
Мое Захарове; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой,
Зерцалом вод отражено...—
вспоминал поэт родные места.

Стоит Захарово в стороне от Старой Смоленской дороги, недалеко от Звенигорода, в одном из привлекательнейших уголков Подмосковья.
Эта небольшая деревенька была куплена бабушкой поэта Марией Александровной Ганнибал в 1804 г., и здесь Пушкины проводили летние месяцы вплоть до 1811 г., когда Захарово было продано другим владельцам. Чарующая красота полей и лугов, шум березовой рощи, тихое журчание протекавшей под горою Захаровки, укрытой склоненными над нею старыми ивами, и «сад, где вместе Флора и Помона цветы с плодами мне дарят»,— все находило отклик в душе будущего поэта. В немалой степени одарило Захарово мальчика русскими сказками и песнями — с младенчества слышал он их от няни Арины Родионовны. Захаровские деревенские встречи привили ему любовь к простому крестьянину. Не случайно через всю свою жизнь пронес поэт неугасимую, жгучую вражду к самовластью и «барству дикому».
О великом поэте ныне напоминает скромный памятник, возвышающийся перед школой, носящей имя А. С. Пушкина, да по-прежнему прекрасная «блещущая вечной красотой» природа.
След пребывания великого поэта сохраняет и старинное село Большие Вяземы, расположенное неподалеку от Захарова. Сюда по праздникам юного Пушкина возили в церковь. Сюда хаживал он и на прогулки в сопровождении дядьки Козлова. В детстве не раз, вероятно, слышал мальчик рассказы о старинном селе.
Большие Вяземы привлекли внимание уже взрослого Пушкина в пору пристального изучения им русской истории. Собирая материалы о Борисе Годунове, Пушкин не мог не вспомнить об этом месте, столь богатом историческими событиями. В XVI веке село принадлежало Борису Годунову. В Больших Вяземах, по преданию, останавливался пышный поезд невесты Лжедимитрия, Марины Мнишек, отдыхавшей здесь перед въездом в стольную Москву.
До наших дней сохранился в селе замечательный памятник древнерусского зодчества — церковь, построенная в XVI веке, где похоронен умерший ребенком брат поэта Н. С. Пушкин.
Могучая поэзия Пушкина была одушевлена пламенем свободы, жаждой подлинной человечности, вся до последней строки противоборствовала рабству.
То, что нельзя было передать в поэтических строчках, письмах, о чем должно было молчать в великосветских салонах, высказывалось в задушевных беседах в кругу друзей. Не раз слышали друзья вдохновенную пушкинскую речь в гостиных и кабинетах Остафьева, куда он спешил из шумного Петербурга и Москвы.
Старинное имение Остафьево в конце XVIII века купил один из высокообразованных людей своего времени А. И. Вяземский. Замечательным памятником зодческого искусства является сохранившийся до наших дней дом, выстроенный владельцем усадьбы. Тенистый парк с липовыми аллеями, живописными полянами окружает это прекрасное здание.
На дочери Вяземского был женат известный историк Н. М. Карамзин. Поселившись в имении тестя, Карамзин много и плодотворно   работал здесь над знаменитым своим трудом «История Государства Российского».
В «карамзинской комнате», просторной, с большим  столом  из  некрашеных  досок,  уже в более позднее время хранились историко-литературные реликвии выдающихся людей, посещавших Остафьево. После смерти А. И. Вяземского имение перешло к его сыну, известному поэту и другу А. С. Пушкина Петру Андреевичу Вяземскому. Атмосфера, царившая в доме Вяземского, чарующая природа, деревенская тишина привлекали в Остафьево, которое в  ту пору  называли  «подмосковным  Парнасом», многих поэтов, литераторов, ученых, музыкантов. Здесь читали стихи, обсуждали вопросы политики, горячо спорили о судьбах России. Строгому и справедливому суду подвергалась и карамзинская «История Государства Российского». Хотя Пушкин и высоко оценивал исторические труды  Карамзина,  он  вместе  с тем в одной из своих эпиграмм отметил реакционную направленность карамзинской «Истории»:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Сохраняется предание, что в Остафьеве, в кругу друзей, А. С. Грибоедов читал «Горе от ума». Бывали здесь и декабрист В. К. Кюхельбекер, поэт-партизан Д. В. Давыдов, поэты Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский, К. Н, Батюшков, баснописец И. И. Дмитриев. Приезжал сюда и великий польский поэт Адам Мицкевич.
После знаменитой Болдинской осени в 1830 г. А. С. Пушкин читал у Вяземского в Остафьеве новые главы «Евгения Онегина».
Долго сберегались в Остафьеве ныне переданные в музеи драгоценные реликвии: портрет В. А. Жуковского с посвящением А. С. Пушкину по поводу издания «Руслана и Людмилы», клавесин, на котором играл поэт, жилет, снятый с Пушкина после дуэли с Дантесом.
В парке Остафьева в память о знаменитых людях, живших или бывавших здесь, установлены памятники: Пушкину, Вяземскому, Жуковскому, Карамзину.
Для нас дорого все, что связано с именем великого  поэта.  Недалеко  от  города  Волоколамска расположена бывш. усадьба Гончаровых   Ярополец.   Сюда   А. С. Пушкин приезжал в 1833 г., после своей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой. О своих впечатлениях от Яропольца и его обитателей он писал в Петербург жене: «Она (мать Натальи Николаевны.— Ред.)   живет   очень   уединенно   и тихо в своем разоренном дворце  и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки   (украинский  гетман,  упоминаемый  в «Полтаве».— Ред.), к которому ходил я на поклонение.,. Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталия Ивановна (мать Натальи Николаевны.— Рев.)   позволила   мне   выбрать   нужные книги. Я отобрал их десятка три... Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».
Советские люди бережно сохраняли пушкинскую комнату в Яропольце, но осенью 1941 г. ее уничтожили фашисты. Одна из аллей парка, где поэт подолгу гулял, получила название Пушкинской...
Памятник А. С. Пушкину установлен в Архангельском, где он бывал в знаменитом дворце екатерининского вельможи Н. Б. Юсупова. Случилось так, что Пушкин знал Юсупова с детства: в одном из флигелей московского владения Юсупова в Большом Харитоньевском переулке поселилась семья поэта. Вероятно, для Юсупова — любителя театра небезынтересно было иметь подле себя Сергея Львовича (отца поэта), который слыл за тонкого знатока и ценителя сценического искусства.
В конце 20-х годов вместе со своим другом С. А. Соболевским Пушкин впервые посетил Юсупова в Архангельском. Они ехали туда «ранней весной верхами», и «просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всей любезностью гостеприимства», рассказывал Соболевский.
Н. Б. Юсупов, несомненно, ожидал от поэта строк, восхваляющих его таланты и просвещенность. Но в пушкинском послании «К вельможе» прозвучало нечто более глубокое, чем просто восхваление эпикурейца-мецената.
Поэт, отмечал В.Г. Белинский, «мощною и широкою кистью, с такой полнотою, глубокостию и верностию изобразил нам... характер, 370    дух и поэзию, словом творчески воспроизвел
идею русского XVIII века, полного славы и величия, пиров и роскоши, сомнений ума и жажды наслаждения...». В стихотворении Пушкина слышался суд над обреченными на историческую гибель пресыщенными жизнью вельможами. Поэт уподобляет своего героя вельможам Рима в эпоху крушения империи.
Сохранился рисунок Пушкина, скорее карикатура: владелец Архангельского — дряхлый старец на полусогнутых дрожащих ногах, с косичкой екатерининского времени, опираясь на трость, прогуливается в своем парке.
И стихотворный, и графический портрет Н. Б. Юсупова, созданный Пушкиным, свидетельствует о том, что поэт трезво оценивал недостатки просвещенного вельможи: сибаритство и эгоизм барина-крепостника.