НА КЛИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ



Жестокие бои шли в конце ноября 1941 г. под городом Дмитровом. Линия фронта проходила несколько западнее канала имени Москвы. Наши отдельные подразделения 107-й мотострелковой дивизии не допустили 14-ю мотодивизию противника к городу. По распоряжению Ставки Верховного Главнокомандования сражающихся здесь поддержали войска 1-й ударной армии, которой командовал генерал-лейтенант В. И. Кузнецов.
На Центральной площади города установлен памятник героям обороны — танк Т-34. Мемориальная доска с надписью: «28 ноября 1941 года на этих священных рубежах бесстрашные воины 30-й и 1-й ударной армий остановили бронированные полчища немецко-фашистских захватчиков. Отсюда 6 декабря 1941 года эти армии в составе Западного фронта перешли в наступление и разгромили врага».
В залах Дмитровского краеведческого музея экспонируются документы и реликвии этих боев, которые рассказывают о героях обороны города, о вкладе жителей Дмитровского района во всенародное дело победы над врагом.
В дни обороны Москвы ареной ожесточенного боя стал город Яхрома. О подвигах советских воинов, о помощи фронту местного населения рассказывает выставка документов и фотографий, разместившаяся в одном из залов городского Дома культуры.
27 ноября 7-я танковая дивизия противника захватила Яхрому и мост через канал, а на рассвете 28 ноября овладела деревнями Перемилово и Семешки на восточном берегу канала. Для ликвидации угрозы прорыва нашей обороны на канале Москва — Волга Ставка ввела в сражение 1-ю ударную армию.
Не дожидаясь подхода всех войск, часть сил армии — 29-я и 50-я стрелковые бригады буквально «с колес» нанесли контрудар под Яхромой. 29 ноября подразделения 50-й стрелковой бригады выбили противника из деревень Перемилово и Семешки и отбросили за канал. Здесь было разгромлено до батальона вражеской пехоты, поддерживаемой 25 танками. В этот же день 29-я стрелковая бригада отбила атаку автоматчиков, ворвавшихся на окраину Пролетарского поселка.
Подразделения 50-й стрелковой бригады форсировали по льду канал и ворвались на южную окраину Яхромы. Но дальше продвинуться не смогли: противник занимал господствующие высоты и простреливал подступы к городу.
Фашисты успели превратить Яхрому в крупный узел сопротивления. 3 декабря к .16  часам  советские  передовые  части  заняли южную окраину города. Здесь один из наших батальонов попал под сильный огонь пулеметов, укрытых в подвале каменного дома. Видя, что дальнейшее наступление может принести гибель многим бойцам, комсомолец красноармеец Кичигин пополз к дому. В руках его была связка гранат. Подобравшись на расстояние броска, отважный воин бросил ее в подвал дома. От сильного взрыва дом обрушился, похоронив под обломками здания вражеские пулеметные расчеты. Ценой жизни открыл Кичигин дорогу своему батальону.
8 декабря Яхрома была полностью освобождена.
На высоком восточном берегу канала, там, где его пересекает мост шоссейной дороги, на Перемиловской высоте воздвигнут памятник войнам 1-й ударной армии. На гранитном постаменте в стремительном движении вперед — бронзовая фигура советского солдата. Барельефы у подножия памятника изображают воинов различных родов войск, ведущих бой. От памятника вниз до самого шоссе спускается лестница с просторными террасами для обозрения.
В ходе контрнаступления советских войск 11 декабря 1941 г. первыми в Клин вступили 365-я стрелковая дивизия и 8-я танковая бригада 30-й армии. Командующий генерал-майор Д. Д. Лелюшенко оставил на севере города лишь сковывающую группу, а основные силы бросил на его западную и восточную окраины. На северную окраину города ворвались двумя колоннами части 371-й стрелковой дивизии. С юга к Клину подошли части 1-й ударной армии, наступавшие из района Дмитрова.
13 декабря Клин был полностью окружен. Все пути отхода из города были прочно закрыты. Враг пытался вырваться из окружения, предпринимал сильные танковые атаки то на одном, то на другом участке, но все они захлебнулись благодаря нашей противотанковой обороне. Советские воины подбивали из противотанковых орудий танки, забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью.
Пять дней шли бои на ближних подступах к городу. Все уже сжималось кольцо окружения. В нем оказались части 14-й и 36-й моторизованных и 1-й танковой дивизий врага. Наше предложение капитулировать гитлеровское командование отклонило.
Весь день 14-го и в ночь на 15 декабря шли бои по ликвидации вражеской группировки. В этой операции участвовали все рода наших войск: пехота, конница, артиллерия, танки. Действия наземных войск поддерживались авиацией.
Фашистские войска не раз переходили в контратаки, пытаясь вырваться из окружения, но это удалось лишь небольшим группам. 15 декабря к 7 часам утра город был полностью очищен от немецко-фашистских войск.
В боях за Клин наши войска захватили 122 танка, 18 бронемашин, свыше 1 тыс. автомашин, 80 орудий, 120 минометов, 250 пулеметов, 800 автоматов. Враг потерял в этом районе свыше 13 тыс. убитыми и ранеными.
Клин лежал в развалинах. Горели подожженные гитлеровцами дома и взорванные ими цехи фабрики искусственного волокна. Дом-музей великого русского композитора П. И. Чайковского был разграблен фашистскими вандалами. Всего 20 дней хозяйничал враг в городе, а как неузнаваемо изменился его облик.
Здесь, в Клину, в дни обороны 22 и 23 ноября 1941 г. советские воины с беспримерным мужеством отстаивали каждую улицу. Особенно упорно в те дни сражались на юго-западной окраине воины курсантского полка и 25-й танковой бригады, сюда же отошли отдельные подразделения 17-й кавалерийской дивизии.
В братской могиле покоится прах защитников Клина и тех, кто пал в бою за его освобождение. Здесь же, в сквере, идущем вдоль Ленинградского шоссе, стоит памятник героям боев за этот город.
На развилке Ленинградского шоссе и Старой Ямской улицы на высоком постаменте воздвигнута 152-миллиметровая пушка — памятник освободителям города. О героях боев, о партизанах Клинского района можно многое узнать в краеведческом музее (ул. Гагарина, 37/1).