ГЕРОЯМ-ПАРТИЗАНАМ (1 часть)



На 86-м километре Минского шоссе, недалеко от станции Дорохов о, стоит памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской. Рядом — молодой парк, посаженный комсомольцами и пионерами.
В 5 км от этого места находится ныне известная  всему  миру деревня   Петрищев о.
В сельском клубе создан мемориальный музей, в экспозиции которого много подлинных вещей Зои и документов. В центре деревни, на том месте, где фашистские палачи соорудили виселицу, возвышается мраморный обелиск в память отважной разведчицы. Летом и зимой, весной и осенью приходят сюда пионеры, комсомольцы, рабочие, колхозники, бывшие партизаны и воины Советской Армии, приезжают герои национально-освободительной борьбы из других стран.
В тяжелые для Родины дни восемнадцатилетняя комсомолка, учащаяся 10-го класса 201-й средней школы Тимирязевского района Москвы, добровольно ушла на фронт. 18 ноября 1941 г. Зоя вместе со своими боевыми друзьями перешла линию фронта у деревни Обухово, севернее Наро-Фоминска. Группа расположилась в районе деревни Петрищево, где размещался штаб крупной немецкой части, и провела ряд боевых операций. Выполняя задание, Зоя Космодемьянская перерезала провода полевого телефона, подожгла конюшню. Во время пожара погибли лошади, боевое снаряжение и оружие врага. Через несколько дней Зоя пробралась в Петрищево с целью уничтожить немецкий штаб. Фашисты схватили ее. Они привели Зою в дом Ворониных, где находился штаб. Допрашивал ее подполковник Рюдерер.
Ворониным было приказано выйти из избы. Но и с улицы они слышали, как гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на всё вопросы она отвечала: «Нет».
В штабе девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. В 10 часов вечера Зою втолкнули в дом колхозника Кулика. Тело ее было в кровоподтеках, на лице, губах запеклась кровь, ноги были обморожены.
Гитлеровские офицеры, истязавшие девушку на допросе, придумали новый вид пытки, По их распоряжению солдаты каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15—20 минут.
Утром посредине деревни фашистские палачи соорудили виселицу и согнали сюда жителей. Было около 10 часов утра 29 ноября. Под усиленным конвоем Зою привели к месту казни. Она высоко держала голову. Молодая девушка презрительным взглядом окинула фашистов, толпившихся у виселицы, и поднялась на ящики, поставленные под петлей. Вокруг засуетились гитлеровские офицеры с фотоаппаратами.
—  Эй,    товарищи! — прозвучал     молодой, звонкий голос.— Чего смотрите невесело? Будьте смелее,  боритесь,   бейте   фашистов,   жгите, травите!.. Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ...
Колхозники плакали, слушая эти пламенные слова.
—  Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь!
Палач выбил из-под ног девушки ящик...
Около месяца на деревенской площади висело тело юной патриотки. Фашистские негодяи пытались запугать советских людей, сломить их волю к борьбе.
...Несколько минут ходьбы от Петрищева, и мы в торжественной тишине леса — на месте первоначального погребения Зои. В окружении молодых деревьев, за оградой — мраморная плита с высеченной надписью.
Позднее прах Зои Анатольевны Космодемьянской был с воинскими почестями перенесен из Петрищева на Новодевичье кладбище в Москву. На ее могиле никогда не увядают живые цветы, на скульптурном портрете Зои повязан алый пионерский галстук.
Войска 5-й армии 19 декабря ворвались в город Рузу. Бои за город и близлежащие деревни вели 336-я и 329-я стрелковые дивизии, поддержанные 20-й танковой бригадой. Полностью Руза была освобождена 17 января 1942 г., когда наши войска перешли в решительное наступление с целью разгрома главных сил группы вражеских армий «Центр».
В Рузе, на площади Партизан, воздвигнут памятник. Здесь в братской могиле похоронены герои-партизаны Голубков, Серегин, Медведев, Тетерин, Патрикеев, Жуков и Солнцев.
Комиссар партизанского отряда чекист С. И. Солнцев в бою за деревню Андреевское (район Глубокого озера) был ранен в голову, но не вышел из боя. Его снова ранили — в руку. Истекая кровью, комиссар потерял сознание. Фашистские палачи схватили героя и подвергли его тягчайшим пыткам. Они жгли ему руки и ноги, кололи штыками. Верный партизанской клятве, Солнцев молчал. Палачи повесили изуродованный труп возле дороги, ведущей от озера в деревню Андреевское.
Наши войска, освободившие этот район, с воинскими почестями похоронили погибших героев-партизан. Сергею Ивановичу Солнцеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
19 декабря 1941 г. группа генерала Ремизова совместно с частями 64-й морской стрелковой бригады обошла Волоколамск с севера и овладела селом Пушкари. Одновременно группа генерала Катукова нанесла удар с юго-востока. Остатки гитлеровских войск бежали к городу. Их преследовали танки с десантом пехоты на броне. Ночь прошла в борьбе с вражескими автоматчиками, засевшими на чердаках и на колокольне собора. На рассвете 20 декабря в город вступила наша пехота. Войска 20-й армии продолжали наступать на запад, к станции Шаховская.
Всего два месяца город находился в руках врага. Но как он обезлюдел! Большинство домов гитлеровцы взорвали или сожгли, недалеко от пожарной каланчи установили виселицу. На ней фашистские палачи повесили восемь московских комсомольцев: К. Ф. Пахо мова, Н. А. Галочкина, П. В. Кирьянова, В. В. Ординарцева, Н. С. Когана (с завода «Серп и молот»), И. А. Маленкова (с завода «Моска-бель»), А. В, Луковину-Грибкову и Е. Я. Полтавскую — студенток Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина. 4 ноября они перешли линию фронта для выполнения боевого задания в тылу врага и через несколько дней достигли Волоколамска.
При попытке проникнуть в город комсомольцы приняли навязанный им гитлеровцами бой. Силы были неравные. Они отстреливались до последнего патрона, израсходовали все гранаты. Израненных, их захватили в плен. Допрос вел фашистский генерал в доме № 32 по Новосолдатской улице. Но никто из комсомольцев не выдал ни своих товарищей, ни боевой задачи.
Потом всех вывели на Солдатскую площадь. Они шли, тесно обнявшись, поддерживая раненых. Фашистские убийцы выстроились напротив. Раздались автоматные очереди. Семеро комсомольцев упали, а восьмой удержался на ногах. Он повернулся к стоявшим неподалеку женщинам и старикам и крикнул:
—  Не страдайте за нас, родные. Бейте фашистов, жгите их, проклятых! Не бойтесь, надейтесь — Красная Армия придет!
Поднялись еще несколько раненых, и над площадью раздались их последние слова:
—  Смерть   палачам!   Да   здравствует  Родина!
Гитлеровцы добили из автоматов раненых комсомольцев. Потом они повесили тела расстрелянных патриотов и прикрепили к виселице плакат: «Так будет с каждым, кто встанет на нашем пути!»
На месте гибели героев, посмертно награжденных орденом Ленина, сейчас установлен монумент.
На развилке шоссе при въезде в город на гранитном постаменте установлена 152-миллиметровая пушка. Это памятник воинам, освободившим город.

Продолжение статьи - читать.