ЗАЩИТНИКАМ НЕБА МОСКВЫ



На 96-м километре Минской автострады, у поселка Шаликов о, воздвигнут памятник защитникам московского неба. Восьмиметровый монумент увенчан прославленной боевой машиной — истребителем Як-3. На постаменте надпись: «Здесь в сердце России гитлеровские захватчики потерпели первое сокрушительное поражение. Отсюда погнали их славные советские воины до Берлина».
36 тыс. таких самолетов выпустила наша авиационная промышленность за годы Великой Отечественной войны. Летчики 6-го авиационного корпуса Московской зоны ПВО, которым командовал генерал И. Д. Климов, надежно прикрывали воздушные подступы к столице. Родина никогда не забудет героев этих боев В. В. Талалихина, А. Н. Катрича, К. Н. Титенкова и многих других.
Силы были неравные. Гитлеровское командование, объявив «воздушное наступление на Москву», сосредоточило на Московском направлении 2-й воздушный флот численностью в 1600 самолетов. К началу вражеских налетов наш 6-й авиационный корпус насчитывал около 600 истребителей. Тем не менее попытки гитлеровского командования разрушить столицу нашей Родины воздушными бомбардировками дорого обошлись немецко-фашистской авиации. Только к началу великой битвы под Москвой, с 22 июля по 30 сентября, вражеская авиация потеряла в небе Подмосковья более 200 бомбардировщиков. Из 4212 вражеских самолетов, участвовавших в 36 налетах на Москву, в город проникло лишь 120.
Рука об руку с летчиками сражались воины 1-го артиллерийского корпуса ПВО, которым командовал генерал Д. А. Журавлев, а также зенитчики, аэростатчики, прожектористы, бойцы радарных установок, служба воздушного наблюдения, оповещения и связи.
В нескольких километрах от Подольска, у поселка  Кузнечики, стоит памятник воспитаннику московского комсомола младшему лейтенанту Виктору Талалихину. На гранитном постаменте во весь рост поднялась бронзовая фигура прославленного летчика. Высота памятника 10 м.
Подвиг В. В. Талалихина, летчика 177-го истребительного авиаполка Московской зоны ПВО, вошел не только в историю великой битвы за Москву, но и в историю мировой авиации. В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 г., будучи раненым, он совершил воздушный таран, сбив вражеский двухмоторный бомбардировщик Хе-111. Это был первый таран, произведенный ночью, когда определить положение вражеского самолета удается только по пламени, вылетающему из патрубков его моторов.
27 октября 1941 г. В. В. Талалихин погиб в этом районе в неравном воздушном бою, сбив пятый самолет врага. Имя отважного сокола навечно занесено в списки 1-й эскадрильи истребительного авиаполка.