ПЕРЕСТУПАНИЕ ПО ДУГЕ, КОНЬКОВЫЙ ШАГ НА ОДИНАКОВЫХ КАНТАХ



Это важный и перспективный прием, рассчитанный не на одно занятие.
Начните с самой малой скорости, поворачивайте к склону. Склон должен быть очень пологим, с хорошим выкатом. Начинайте переступание на выкате, постепенно повышайте скорость за счет склона.
Не делайте слишком больших шагов вбок; вы будете поначалу «путаться» и упадете. На этой стадии обучения шаги лучше делать мелкие, следующие друг за другом: чем меньше вы будете скользить на одной лыже, тем надежнее будет ваше положение. Следите за согнутыми коленями.
Теперь попробуйте отталкиваться одной (внешней по отношению к вашему повороту) лыжей так, как вы делали это на равнине. Толчок, короткое скольжение на одной лыже, подтягивание толчковой лыжи в параллельное положение, снова толчок той же лыжей... Проделывайте все это на пологом склоне!
Ошибка — слишком большой исходный угол при отталкивании. Длина шага, исходный угол скольжения и скорость являются теми ступенями, поднимаясь по которым вы будете усложнять движение. Со временем вы должны скользить «коньком» по неровному и более крутому склону, переступая точно по намеченной дуге поворота. Меняйте направление движения: это позволит лучше закрепить прием. Следите, чтобы скольжение было на одинаковых кантах (вправо — на правых и наоборот)!
По мере освоения переходите на более сложные участки. Нетрудно убедиться с помощью приведенной схемы, что проще всего поворачивать переступанием и коньком в сторону склона (к склону).
При прямом спуске вдоль линии падения склона  повышение скорости усложняет вашу задачу.
Самый сложный поворот — через линию падения склона (от склона). Это уже переступание по полной дуге. Можете помогать себе, совмещая переступание с отталкиванием палками.
Не следует слишком долго задерживаться на переступании и коньке: вы еще вернетесь к этим движениям не раз в процессе изучения других приемов и поворотов. Поэтому не стремитесь сразу доводить их до совершенства. Главное — уловите принцип этих движений. Тренируйтесь в них чаще по пути к горе, энергично помогая себе палками.
Типичные ошибки.
1. Неправильная загрузка лыж: отводимая в сторону лыжа вначале не должна загружаться, вес тела переносится на нее в процессе переступания (так же, как при ходьбе!).
2. Толчковая лыжа соскальзывает вбок. Обратите внимание на закантовку этой лыжи (речь идет о правой лыже, если вы переступаете влево, и наоборот) с помощью сгибания ноги вперед и внутрь. Не оставляйте толчковую лыжу сзади, сразу же подтягивайте ее в параллельное положение со скользящей.
3. Обе  лыжи   переступают  на  внутренних (неодинаковых) кантах. Постарайтесь несколько отклонять колени и даже туловище (если позволяет скорость) внутрь дуги поворота. Переступать влево надо на левых кантах, вправо — на правых.
Если вы этого не сделаете, а тем более если будете отклонять туловище наружу поворота, то при увеличении скорости непременно упадете — центробежная сила опрокинет вас на бок.
С первых шагов приучайте себя отклоняться несколько внутрь дуги!
Советы на привале.
Как бы вас ни увлекали первые занятия на снегу, не забывайте об отдыхе. Делайте небольшие передышки стоя после нескольких подъемов и спусков. Через час-полтора занятий отстегните лыжи, расслабьте ботинки и посидите (только не на холоде и не на снегу!). Эти короткие привалы мы будем использовать с вами для обсуждения ошибок, для советов и полезной горнолыжной информации.
Итак, первый привал.
Если вы часто падаете назад, из-под вас убегают лыжи, проделайте упражнение: на ровном месте несколько раз сядьте на задники лыж и встаньте без помощи рук или палок. Вы почувствуете, что высокие задники ботинок, упираясь в голени ног, превосходно поддерживают переднезаднее равновесие.
Но будьте осторожны! Не привыкайте ездить с постоянной опорой на задники — это грубая ошибка. На лыжах, как и при ходьбе, наиболее оптимальна так называемая средняя стойка, т. е. когда центр тяжести не смещен ни назад, ни вперед, а проходит примерно через середину ботинок.
С первых спусков следите за правильным, безопасным положением палок. Не выставляйте их в направлении движения: это может кончиться травмой. Рукоятки палок должны быть всегда направлены чуть вперед и в стороны, острые концы — назад, руки — в постоянной готовности нанести укол палкой для опоры.
Ширина постановки ног, положение туловища в начальном периоде не должны вас волновать: хотите вы или нет, они будут соответствовать вашему умению и инстинкту безопасности. Если вас тянет падать вбок, значит, вы слишком узко ведете лыжи — расставьте их пошире.
И не думайте об «элегантности»! Все попытки ездить красиво пока будут сковывать вас и в итоге выглядеть смешными. У вас еще все впереди!
Уже в самом начале кроме переступания вы можете постепенно учиться управлять своим движением за счет эластичности лыж и наличия у них «талии». Если вы на ходу поставите лыжу на левый кант, она в конце концов поедет по дуге налево, и наоборот.
Отсюда следует еще один вывод: если лыжи едут на одинаковых кантах (левых или правых), они поворачивают в одну сторону (влево или вправо) и лыжник скользит по соответствующей (правда, очень пологой) дуге. Если лыжи едут на разных кантах (двух внутренних или двух внешних), то в первом случае они будут съезжаться, во втором разъезжаться.
Осваивая прямые спуски и поворачивая переступанием, надо внимательно изучать эти простейшие механизмы управления, овладевать ими. Помните: при определенной скорости достаточно закантовать лыжи, чтобы они поехали по нужной дуге.