ВАШЕ СНАРЯЖЕНИЕ



Мы уже говорили о роли инвентаря в развитии горнолыжной техники. Можно смело утверждать, что многие элементы современной техники могут быть выполнены только на современных лыжах и ботинках. Вот почему очень важно правильно подобрать инвентарь: он может существенно облегчить вашу задачу.
Лыжи. Для начинающего лучше, если они не будут превышать его рост. Специально укорочённые лыжи — «мини» — приобретайте в соответствии со своим весом. Запомните правила выбора лыж: берите лучше несколько короче, чем длиннее; лучше мягче при прогибании, чем жестче. Нормальные лыжи, если соединить их скользящими поверхностями, легко соединяются в «талии» с помощью двух пальцев. Избегайте лыж с «каменной» пяткой: если опереть лыжу задником в пол, правой рукой взяться за середину лыжи, а левой сильно надавить на нее между задником и грузовой площадкой, пятка должна отчетливо прогибаться.
В ваше снаряжение входят также: шапка (предпочтительно вязаная), очки (со сменными светофильтрами — дымчатым для солнечной погоды, желтым для туманной), свитер шерстяной, анорак из водоотталкивающей ткани или горнолыжная утепленная куртка, брюки (не сковывающие движений), перчатки (защищающие руки не только от холода, но и от травм при падениях), сумка на пояс.
Палки должны быть специальные, облегченные, конической формы. Длина их должна позволять держать руку согнутой в локте почти под прямым углом, когда вы стоите на лыжах (или доходить до основания грудины).
Ботинки — важнейшая часть инвентаря, на которой не следует экономить. Не стремитесь к чересчур высоким и жестким (с вашей точки зрения, самым спортивным) ботинкам. Они пока не для вас: слишком закрепощают ноги, тяжелы, в них трудно ходить. Современные ботинки не требуют толстых носков, поэтому приобретайте ваш обычный размер. Главное требование: ноге должно быть удобно.
Крепления устанавливайте с помощью специалиста или опытного горнолыжника. Если у вас есть инструкция, действуйте в соответствии с ее предписаниями. Не торопитесь делать первое отверстие в лыжах: ошибка в установке креплений на 1—2 см может испортить катание.
Размечать крепления следует с головки. Ее устанавливают строго посередине (по отношению к бортам) лыжи, плотно прижав к носку ботинка, середина подошвы которого (обычно отмеченная на ботинке стрелкой) совмещена с соответствующей отметкой на лыже.
Если таких отметок нет, то надо измерить длину лыжи (обычно она указана на боковине) и отложить от задника 0,423 'этой длины (для лыжи длиной 200 см это расстояние равно 84,6 см). Здесь и должна находиться середина ботинка, независимо от его размера и длины лыж.
Надежность и исправность креплений проверяйте перед каждым выходом на склон. Слишком туго затянутые крепления могут не открыться при падении и привести к травме; слишком слабо — раскроются на крутом повороте или при большой скорости.
Обычно крепления на лыжах устанавливают так, что они подходят для любой ноги — левой и правой. Если же крепления поставлены не совсем одинаково, то где-то должна быть пометка, чтобы не перепутать лыжи.
Застегивая крепления, не ленитесь всякий раз проверять, ровно ли установлен и закреплен ботинок, вошли ли две риски головки (они имеются на креплениях «КЛС-4» и «Нева» и некоторых других креплениях старых моделей) в соответствующие желобки на ботинках.
Теперь поставьте лыжу на внутреннее ребро и резко ударьте кулаком по «скуле» ботинка ближе к носку — крепление должно сработать. Если ботинок выскочил слишком легко, подтяните регулирующий винт головки. Если крепление не прореагировало, ослабьте затяжку. Осмотрите и подергайте пяткой вверх задники креплений: на выскочил ли тросик, держат ли пружины?
Привыкайте проделывать эту процедуру каждый раз до начала катания: это займет лишнюю минуту, а сэкономить может многие дни, если попадете в больницу. Не забудьте застегнуть страховочные ремни, если у вас нет лыжных тормозов «стоперов»: в больших горах это обязательно, иначе останетесь без лыж. Заменить фабричные ремни может толстая и прочная тесьма, кусок репшнура, крепкий ремень с надежной пряжкой. Еще лучше поставить тормоза, которые выпускает завод «Салют».