ЛЫЖНИК И ФАЗЫ ПОВОРОТА



Посмотрите внимательно на современного мастера-горнолыжника, совершающего поворот. Сложность, почти акробатическая замысловатость его движений — для вас весьма отдаленная перспектива, но то же в значительно упрощенной форме придется делать и новичкам.
Ведь, как уже говорилось, физические законы движения едины для всех.
Не старайтесь пока запоминать — постарайтесь лишь понять основную динамику поворота.
Однако сначала давайте рассмотрим схему. Полный поворот представляет собой дугу от точки А до точки D. Наиболее короткий путь между этими точками — прямая, идущая по линии падения склона, или, как ее называют проще, линии склона. Чем ближе к этой линии, тем выше скорость (поэтому любители ездить по прямой нередко получают травмы); минимальной она будет на отрезках А—В и С—D, где лыжник едет почти поперек склона. Скользя по дуге, лыжник дважды пересекает линию склона: допустим, это происходит в точках В и С.
Таким образом, дугу поворота можно разделить на три фазы: I — до первой точки пересечения линии склона она называется фазой  входа в поворот;
II фаза — от точки В до следующего (обратного) пересечения линии склона в точке С — называется фазой ведения поворота; III фаза — от точки С до начала нового поворота — фаза конца поворота (она же и фаза подготовки к новому повороту).
Каждая из этих фаз имеет свои особенности и ставит перед лыжником специфические задачи. Даже при идеально одинаковой крутизне склона лыжник с пологого участка АВ (который, как видите, представляет собой косой траверс склона) попадает на крутой ВС, проходящий вдоль линии падения склона (здесь лыжник получает максимальное ускорение), а затем снова на пологий участок СД (здесь происходит резкое торможение в результате взаимодействия возникающих мощных центробежных и центростремительных сил).
Направление сил в повороте определяет соответствующие технические приемы и движения. Давайте рассмотрим их на первом примере.
Итак, фигура а. Мы видим лыжника в самом конце III фазы: заканчивая предыдущий поворот (вправо), он начинает следующий (влево). Посмотрите на положение его тела: все суставы предельно согнуты — они, словно пружина, сжаты мощной центробежной силой. Инерционные силы стремятся столкнуть лыжника вниз, по линии падения склона. Чтобы не дать лыжам соскальзывать вбок и не потерять управление ими, лыжник сильно их закантовывает, ставит почти на ребра (нам даже видна скользящая поверхность лыж) за счет того, что его колени и таз сильно наклонены к склону. Зато верхняя часть туловища, как противовес, развернута и наклонена в сторону долины.
В результате между нижней и верхней частями тела образуется угол (угловое положение тела), при этом верхняя часть как бы скручена в сторону, противоположную движению лыж (винтовое движение тела или контрвращение). Иначе это положение лыжника называется наклоном тела вперед — в сторону или винтоугловым. Оно наиболее характерно именно для последней, III фазы.
Лыжник опирается на внутренний кант внешней по отношению к повороту лыжи, туловище развернуто в долину, руки, как стабилизаторы равновесия, вытянуты вперед, причем левая рука готова к уколу палкой перед началом следующего поворота.
Что напоминает нам такое положение тела? Натянутый лук перед выстрелом. Здесь все продиктовано необходимостью противостоять силам, увлекающим спортсмена вбок, вниз, в долину: лыжник как бы упирается, чтобы не быть снесенным центробежной силой в сторону от поворота.
Сжатые как пружина мышцы (компрессия), согнутые суставы, надежная опора на канты лыж (преимущественно на кант внешней лыжи) — отличная исходная позиция для «выстрела» — входа в новый поворот. Подобно пружине, лыжник отталкивается в конце дуги предыдущего поворота (отрезок С—D) и входит в I фазу нового.
Фигура б. Вход в новый поворот характеризуется следующими движениями: разгрузкой лыж, перекантовкой, переносом опоры с одной лыжи на другую.
В   результате   отталкивания  и  подтягивания   ног,   а также движения опережения (сложный прием, позволяющий сглаживать негативное воздействие центробежных сил в конце поворота) давление на снег становится минимальным, лыжи разгружаются. Вращающим усилием ног, поддержанным контрвращением тела, лыжи вводятся в новый поворот. Одновременно происходит перекантовка и перемещение лыж: меняется относительное положение ног и тела лыжника — если в конце предыдущего поворота лыжи (и ноги) были справа, а туловище слева, то теперь лыжи слева (см. фигуры в и г), а туловище отклоняется вправо. Соответственно меняется опорная (внешняя) лыжа: была правая, теперь левая.
Весь этот комплекс движений у мастера занимает мгновения. I фаза коротка, но весьма ответственна: от своевременного и правильного входа в поворот зависит успех всех дальнейших движений лыжника. Если отвлечься от деталей, то происходит следующее: лыжник, оттолкнувшись и сразу же поджав ноги, как бы проносит под собой лыжи на противоположную сторону (рис. 30), а туловище отклоняет в другую. Так в поворотах совершается своеобразное маятниковое движение: туловище, имеющее большую массу, лишь слегка перемещается из стороны в сторону, а ноги совершают под ним движения в противоположные стороны со значительно большей амплитудой.
Фигура в. Лыжник находится в положении, когда разгрузка лыж, перенос опоры и перекантовка практически закончены (конец I фазы) и начинается II фаза — фаза ведения поворота. На этом отрезке лыжник дважды пересекает линию падения склона (на схеме сначала в точке В, затем в точке С) и, как мы уже знаем, получает максимальное ускорение. Если в I фазе центробежная сила направлена вверх (после отталкивания и разгрузки лыж) и как бы уравновешивает силу тяжести, то во II фазе она направлена вбок, наружу поворота, под прямым углом к действию силы тяжести, что заставляет лыжника отводить центр тяжести внутрь поворота и сильнее давить на канты лыж.
Ведение поворота — это искусство дозированной работы коленями и тазом, отклоняющимися внутрь поворота и сгибающимися по мере увеличения действия центробежной силы; с другой стороны, происходят регулирующие движения туловища, совершающего в течение всего поворота контрвращение и наклон наружу поворота. В то же время мускульным усилием ног лыжник вращает лыжи, придавая дуге нужную кривизну.
Особенно отчетливо это видно на фигуре г. По мере приближения к III фазе переднебоковой наклон и закантовка лыж усиливаются, происходит максимальное сгибание в суставах, лыжник мощной опорой на внешнюю лыжу и постепенным переносом центра тяжести на внутреннюю (коньковый поворот) подготавливает отталкивание и разгрузку, чтобы перекантовать лыжи при входе в новый поворот.
Какие выводы может сделать для себя начинающий горнолыжник из общего знакомства с современной техникой мастеров?
Прежде всего — не пугаться сложности увиденного: так вам кататься вовсе не обязательно. Но если вы почувствовали логику движений, если хоть частично ощутили взаимосвязь сил, возникающих в повороте, и приемов, призванных их нейтрализовать и использовать, — это уже много. Это и есть тот самый критерий, с помощью которого вы будете контролировать свои движения в повороте.
Хотелось бы еще, чтобы в вашем воображении запечатлелся общий образ мастера, едущего по склону: как он держит руки, «перекладывает» ноги, переходя из одного поворота в другой, прогибает и разворачивает туловище в ходе поворота, сгибает и отводит к склону колени... Эти «картинки», запечатленные объективным глазом фотоаппарата, должны отложиться в вашей зрительной памяти: они помогут в нужный момент найти правильное движение, подскажут нужную позу.
Но помните: пока это еще не ваша техника и копировать ее не следует. Как мы уже установили, каждый прием — это результат взаимодействия лыжника с определенными силами, правильная реакция на воздействие этих сил. Но силы, действующие на мастера и на вас, пока очень различны: у вас не та скорость, не те склоны, не та сила мышц и не та реакция. Если на вашей скорости вы начнете делать, скажем, такое утрированное переднебоковое сгибание, у вас ничего не получится: вы только свяжете себя искусственной и неудобной позой или упадете.
Таким образом, в будущем те же элементы поворота вы будете выполнять как бы в упрощенном варианте. У вас неизбежно будет значительно меньшее угловое и винтовое положение тела, меньше согнуты колени и туловище, соответственно меньше закантованы лыжи и т. д. Иначе говоря, вы сможете ехать в более прямой и открытой стойке. Разница очевидна, хотя все элементы поворота те же самые.