ВОДОРАЗДЕЛ «ХОРОШЕЙ» И «ПЛОХОЙ» ТЕХНИКИ



Итак, в арсенал хорошего горнолыжника, как правило, входят и те и другие приемы, и он пользуется ими в зависимости от ситуации. Но поскольку к категории хороших горнолыжников вы пока не относитесь, давайте еще раз повторим важное правило: изучая те или иные приемы, старайтесь по возможности ориентироваться на группу А. Это непременное методическое требование прогрессивной школы.
Если же в силу тех или иных причин элементы прогрессивной техники покажутся вам слишком трудными, вы вправе остановиться на технических приемах группы Б, пока накопленные опыт катания не позволит вам перейти к более совершенным движениям.
Таким образом, прогрессивная школа дает четкие ориентиры. Приводим таблицу из плана австрийских горнолыжных школ, составленную профессорами Ф. Баумроком и Г. Винтером. Она позволяет наглядно сопоставить различные элементы современной горнолыжной техники.

Группа А
(более сложная, прогрессивная)
— Однотактный поворот
— Положение ножниц
— Резаное скольжение
(Тенденция  к ускорению,  к высокой скорости)
— Контрвращение туловища
— Разгрузка лыж приседанием
(Эти непривычные движения требуют быстрой реакции, используются при ограниченном резерве времени для поворота, не требуют подготовительных движений)
— Амортизация неровностей с помощью бедер
(Большая амплитуда движений, высокие скорости, большие бугры)

Группа Б
(более легкая,  консервативная)
— Двухтактный поворот
— Положение упора (плуга)
— Соскальзывание
(Тенденция к торможению, к медленной скорости)
— Вращение  туловища  в  сторону поворота
— Разгрузка приподниманием
(Привычные движения, рассчитанные на медленную реакцию и достаточный резерв времени, требуют подготовительных движений)
— Амортизация неровностей с помощью голеней
(Малая амплитуда, малые скорости, мелкие бугры)

Таблица показывает, что если вы не можете ездить быстро, если у вас замедленные движения и реакция, а времени для осуществления поворота достаточно, наконец, если вы не освоили непривычные и неудобные для вас новые движения на склоне — короче: если вы начинающий горнолыжник, то вы тяготеете к движениям и механизмам группы Б. Тот, кто не боится скорости, обладает развитой реакцией и достаточной свободой движений на склоне, а тем более выступает в соревнованиях на трассах, то есть умеющий лыжник, использует преимущественно механизмы группы А.
С первых шагов надо стремиться сократить путь к движениям группы А. Нельзя допустить, чтобы движения группы Б стали для вас привычным стереотипом. Практика показывает, что, привыкнув к ним, начинающий с большим трудом осваивает новые приемы, а нередко ему приходится просто переучиваться. И наоборот, если правильно усвоены основные элементы механизмов группы А, то освоение движений второй группы не составляет никаких трудностей.
Так, например, привычка поворачивать лыжи с помощью вращения туловища в сторону поворота сильно усложняет изучение контрвращения, а для некоторых делает его и вовсе невозможным. Обратный же путь (сначала освоение поворота контрвращением и лишь потом вращением туловища) не вызывает ни малейших затруднений.
То же касается привычки к боковому соскальзыванию. В принципе очень важный этот элемент превращается в помеху для технически грамотного катания, становится непреодолимым препятствием на пути к резаному повороту на кантах. И наоборот, обучаясь технике резаного поворота, ученик без всяких усилий попутно осваивает необходимые виды соскальзывания.
Такая методика, принятая в прогрессивных горнолыжных школах Европы, полностью оправдала себя. Будем придерживаться ее и мы. Вот почему на сайте материал условно разбит на два раздела: движения группы Б и группы А (элементы этих перспективных движений мы будем осваивать с первых шагов на склоне).