ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВИНКИ ЧЕМПИОНАТОВ



Чтобы получить более или менее законченное представление о современном горнолыжном спорте, давайте познакомимся с одним из последних, XVII чемпионатом мира, который проходил на родине горных лыж, в Австрии, в небольшом альпийском городке Шладминге.
Начнем с того, что в этой стране горнолыжный спорт давно стал национальным увлечением, спортом № 1.
Массовое увлечение горными лыжами сказывается не только на господстве модного спортивного стиля, но и на всех сторонах жизни. Во всех школах Австрии обязательным является обучение детей горнолыжному спорту. По существу, в стране нет отрасли, которая так или иначе не работала бы на горнолыжную индустрию. Металлурги и химики, электроники и машиностроители, текстильщики и кондитеры в конкурентной борьбе за потребителя изобретают новые материалы и сплавы, выпускают товары и приспособления, предназначенные усовершенствовать, казалось бы, и без того совершенный горнолыжный инвентарь и сервис.
Технические новшества стремительно врываются на горнолыжные трассы, оказывая влияние на технику спортсменов и туристов.
Снижается зависимость горнолыжных центров от погоды. Трассы соревнований оборудуются снежными пушками.  Производительность наиболее мощных из них такова, что за 3—4 часа работы такой аппарат может покрыть 10-сантиметровым слоем снега километровую трассу.
Небольшой экскурс в историю. Четверть века назад на зимней Олимпиаде в Кортина д' Ампеццо (Италия), чтобы провести соревнования по скоростному спуску и слалому-гиганту, снег на обнаженную трассу завозили из ближайшего леса по ночам два батальона солдат. Когда некий предприимчивый американец предложил организаторам Олимпиады установить на склоне изобретенную им снежную пушку, его сочли авантюристом.
Сегодня этот несложный в общем аппарат, требующий лишь наличия воды, специального газа и сжатого воздуха, стал обязательной принадлежностью крупных международных трасс.
...Три дня в Шладминге лил проливной дождь, город и долина утопали в воде, а на трассах шли соревнования. Тщательная предварительная подготовка (уплотнение, поливка из водопровода, проложенного до самой вершины горы, обработка накануне соревнований специальным снежным цементом) сделала трассы в Шладминге, где соревновались мужчины, и в Хаусе (городок в 5 км), где; соревновались женщины, неуязвимыми для оттепели и даже для дождя.
Естественно, такие исключительно плотные, практически ледяные трассы влияют и на технику спусков: они требуют от соревнующихся особого мастерства. В частности, без так называемого резаного поворота, без умения скользить на кантах, на них делать нечего.
Подлинной находкой для судей на трассах и избавлением от болезненных ушибов для лыжников стали гибкие древки ворот на пружинах типа «ванька-встанька». Новинка быстро прижилась. Теперь спортсмены смело шли на флаг, отбрасывая его рукой. Они выигрывали победные «сотки», спрямляя дуги, увеличивая скорость. А трасса за ними оставалась как новенькая.
Но эта новинка также требует соответствующей техники и тренировки. Некоторые на чемпионате не успели освоиться и потерпели фиаско из-за новых древков.
С каждым годом повышаются требования к инвентарю, он становится все специализированней. Австрийцы, канадцы, швейцарцы для своих спусковиков имели на старте несколько пар запасных лыж, специально подготовленных на случай изменения снежных условий и погоды. И дело тут не только в тонкостях смазки — сами лыжи строго дифференцируются спортсменами и специалистами по механическим и динамическим качествам, соответствующим тем или иным внешним условиям.
Любопытный «технический» конфликт возник на чемпионате. Канадцы, которых экипирует известная австрийская фирма «Фишер», проигрывая австрийцам на Кубке мира, заявили, что фирма, дескать, дает «своим» лучшие лыжи, а им, канадцам, худшие. Спор решила ЭВМ  на испытательном полигоне. Лыжи той и другой команды испытали на контрольном 200-метровом отрезке. Качество лыж канадцев оказалось лучше!
На тренировках спортсменов привычными стали видеомагнитофоны, позволяющие тут же, на склоне, повторять и анализировать прохождение лыжником любого участка трассы; а также шлемофоны и рации, связывающие тренера со спортсменом на трассе.
Все большее значение приобретает надежность креплений. На больших скоростях по жестким трассам вибрация и деформация лыж достигает таких пределов, что ботинки порой сами выходят из креплений.
На чемпионате мира спортсмены использовали крепления, у которых передняя головка позволяет ботинку смещаться вбок почти на полступни и возвращаться в исходное положение (если боковой удар по лыже был резким но кратковременным, это дает возможность лыжнику устоять на лыже), а задник освобождает пятку при рывках и вбок и вверх.
Меняются и ботинки. Известные фирмы мира: «Кастингер» (ФРГ), «Дахштайн» и «Динафит» (Австрия), «Сан-Марко» (Италия), «Ланге» (США), «Альпина» (Югославия) и другие — в острой конкурентной борьбе создают новые образцы и модели. Они отличаются друг от друга материалами, формой застежек, способом открывания, регулировкой наклона спойлера, в меньшей степени — высотой.