ПУТИ К ВЕРШИНАМ



Чтобы спуститься с горы, на нее надо подняться. Эту возможность лыжникам предоставляют канатные подвесные и буксировочные дороги. Они являются непременной принадлежностью любого спортивно-туристского комплекса в горах, без них сегодня немыслим горнолыжный спорт.
Первые пассажирские канатные подвесные дороги появились в горах в начале века. Однако лишь после второй мировой войны их количество стало стремительно расти, и в настоящее время они составляют некий транспортный «фундамент» мировой горнолыжной индустрии, перевозя ежегодно миллионы людей.
В нашей стране первая канатная дорога была сооружена в 1954 году в урочище Чимбулак возле Алма-Аты, затем в Бакуриани.
По рельсам, проложенным по горному склону, движутся вагоны, тянут их стальные канаты. Движение маятниковое: нижний вагон идет вверх, верхний, закрепленный на втором конце каната, опускается на нижнюю станцию. Это горные фуникулеры. Вместимость вагонов до 150 человек. Скорость движения 2—5 м в секунду. Длина подъема от 300 до 1500 м, но есть и более длинные — до 2500 м.
Подвесные подъемники перевозят пассажиров или в креслах, или в кабинах, подвешенных к канату. В закрытых кабинах в горах возят, как правило, на большую высоту (конечная станция эльбрусской дороги «Мир» — на высоте 3750 м).
Движение на таких дорогах тоже маятниковое. Пассажиры в вагоне стоят; вместимость вагонов до 80—100 человек. Максимальная скорость движения 10—12 м в секунду.
Первый кресельный подъемник был построен в 1944 году в Швейцарии. Сегодня это наиболее распространенный способ подъема пассажиров в горах. Подъемники кресельного типа значительно дешевле в строительстве и проще в эксплуатации, чем кабинные. Они обладают высокой пропускной способностью (400—800 человек в час).
Кресла подвешивают одиночные, двойные и даже тройные; крепятся они к несущему канату намертво, пассажиры садятся в кресла на ходу. Как правило, катающиеся лыж не снимают. Кресла крепятся с интервалами 15—25 м. Скорость движения канатки 1,8—2,5 м в секунду. Длина подъемника до 2,5—3 км.
Большой популярностью у горнолыжников пользуются гондольные подъемники. Первый такой подъемник появился в 1950 году в Швейцарии. Работает он по тому же принципу, что и кресельный: трос движется по кругу и несет закрепленные на нем кабины-гондолы.
Гондольные подъемники удобнее кресельных. Во-первых, вы поднимаетесь в застекленной закрытой гондоле (обычно двух- или четырехместной), что намного приятнее в ненастную погоду. Во-вторых, здесь новичок не испытывает страха от высоты, пассажирам гарантирована безопасность, так как кабина закрывается при посадке. Современные гондольные подъемники имеют специальные посадочные платформы и депо, где незагруженные гондолы могут стоять. При этом основной канат не прекращает движения. Скорость гондольных подъемников до 6 м в секунду, протяженность — до 3 км и более.
В местах непосредственного катания устанавливают буксировочные, или бугельные, подъемники. Это тот же двигающийся канат с закрепленными на нем тяговыми приспособлениями — бугелями. В отличие от остальных транспортных средств здесь лыжник едет в гору на собственных лыжах.
Подъемниками пользоваться не сложно. Если вы садитесь в кресло, то становитесь лицом по направлению подъема и следите за креслом. Как только оно приблизится к вашим ногам, беритесь рукой за подвесную штангу и садитесь в него. Затем надо застегнуть страховочную цепочку или опустить специальный рычаг с подножкой, на которую можно опереться лыжами.
Никогда не прыгайте с кресла на трассе подъема. Во-первых, это опасно; во-вторых, несущий канат от резкого рывка может соскочить с роликов и дорога на долгое время выйдет из строя.
Совсем иначе «садятся» на буксировочный подъемник. Бугель (деревянный якорь) прикреплен к несущему канату через пружинный барабан, поэтому тянущий тросик может удлиняться и укорачиваться в зависимости от нагрузки.
Дождавшись бугеля, крепко возьмите его свободной от палок рукой (отклоните голову, чтобы не получить удара!), отведите за спину и опустите вниз под ягодицы. Не садитесь, а крепко стойте на лыжах! При старте неприятен первый рывок. Перед рывком сделайте несколько шагов по ходу каната и, получив небольшое ускорение, самортизируйте толчок. Держитесь на лыжах прямо, чуть отклонившись телом назад, не расслабляйтесь, чуть-чуть согните ноги. Отпускайте бугель в указанном месте.
На парном бугеле не отклоняйтесь в сторону от партнера, держитесь одной рукой за штангу.
Если вы упали, немедленно освободите линию подъема!
Если на пути вашего подъема вы увидите упавшего лыжника, своевременно отцепитесь от бугеля и откатитесь в сторону — этим вы избежите неприятностей для себя и упавшего.
Отцепившись от бугеля в конце подъема, немедленно отъезжайте в сторону!