ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ



Сегодня в горах лыжники катаются, как правило, по подготовленным трассам. Трассы могут быть спортивные, туристские, простые и сложные, но принцип их подготовки одинаков. Что же такое современная подготовленная трасса?
Вот как, например, выглядела трасса скоростного спуска на чемпионате мира в Шладминге. Ее некоторые данные: длина 3457 м, перепад высоты от старта до финиша 1006 м, ширина полотна 40—70 м, средняя скорость спуска по ней — 106 км/ч (на отдельных участках 140 км/ч). Все крутые виражи обнесены мягкой сеткой, чтобы упавший лыжник не наскочил на камни ил« деревья. Жесткость снежного полотна была такова, что и первый, и сотый стартующие имели практически равные условия.
Сложный профиль трассы — бугры, впадины, контруклоны — формировался задолго до чемпионата с точностю до 1°. Чтобы создать идеально жесткую поверхность и гарантировать склон от бесснежья, организаторы протяну ли на гору Планай трубопровод для снежных пушек и еще осенью обработали ее искусственным снегом. Позже после каждого снегопада несколько ратраков (снеготромбовочные машины) уплотняли и выравнивали снежные полотно. Потом его поливали из водопровода дождевальными машинами — и опять засыпали снегом.
Такая трасса похожа на автодром, поднятый одним краем к самому небу. Когда оттепель, его посыпают снежным цементом (смесь аммиачной селитры), позволяющим соревноваться даже при проливном дожде (что, кстати, и случилось в начале чемпионата). Старт и финиш соединяет телефонная и электрокабельная проводка, здесь работает автоматическая система — электронный старту финиш, табло. Телесистема с гигантским дисплеем дает возможность тысячам зрителей наблюдать за каждым движением горнолыжника на трассе, а также повторять в замедленном темпе все наиболее интересные эпизоды. Система канатных дорог к вершине горы Планай быстро и бесшумно перевозит в четырехместных кабинах до 6000 человек в час.
А есть и другие трассы: скромные, не очень ровные, прихотливо извивающиеся между каменистыми грядами и деревьями; то широкие и пологие, то узкие и крутые, будто ныряющие в лесной коридор. Снег на таких трассах; лежит частями, рыжие глинистые проплешины, выбитые лыжами тысяч отдыхающих туристов, сменяются горбатыми участками, где лыжник болтается, словно он попал н девятибалльный шторм. Здесь натечный лед сменяете» рыхлым снегом, а захватывающая душу скорость — терпеливым «ползанием» между ямами и буграми.
Такова типичная туристская трасса, где вам, дорого читатель, предстоит делать первые самостоятельные шаги, — трасса, которая, может быть, со временем приведет вас на чемпионат мира...
Увы, контраст очень велик! Не огорчайтесь и привыкайте: вы вступаете в мир горных лыж, а это — мир контрастов. Зато какое наслаждение после такой трассы попасть вдруг на участок, где по свежевыпавшему снегу основательно прошелся ратрак, оставив за собой плотную гофрированную ленту спрессованного фирна!
Откуда только сразу возьмется и техника, и сноровка! Словно заправский спортсмен, врезая канты в идеально ровную поверхность трассы,- вы начнете вдруг выписывать такие дуги, что потом, глядя вверх на свой след, усомнитесь: да вы ли это промчались здесь, оставив четкую и непривычно красивую роспись на снегу?!
Да, значение хорошо подготовленных лыжных трасс для успеха начинающих трудно переоценить. К сожалению, этот фактор в обучении часто недооценивается. Сколько раз приходилось наблюдать, как на изрытом, изрубленном снегу мучаются новички, не в силах повернуть цепляющиеся за снег лыжи или соскальзывая по льду.
Но если вначале мы говорили о трассах, состояние которых от вас никак не зависит, то теперь давайте поговорим о тех местах катания, которые мы выбираем сами, и о том, что вы можете сделать для себя на горе.
Заметьте: склоны портят сами лыжники. Подчеркну — ленивые или неграмотные лыжники, которые начинают кататься по неподготовленному склону. Они быстро сдирают с него свежий снег, сбивают в кучи, превращают гору в массу бугров и ям.
Если вы хотите долго и с удовольствием кататься на склоне, подготовьте его. Так как у вас нет специальных механизмов— ратраков или «буранов», например, — используйте собственные ноги. Соберите группу и прежде, чем начать катание, протопчите склон на лыжах снизу Доверху. Раскатайте и уплотните его боковым соскальзыванием и старайтесь при спусках не ездить по одним и тем же местам. Время от времени меняйте места катания и подъемов.
Если вы поставили спортивную трассу, чаще меняйте расположение ворот и стороны въезда в них. После катания задержитесь на 10—15 минут, пройдите трассу еще раз сверху вниз, сбивая бугры и засыпая ямы с помощью лыж или лопат.
За ночь склон будет прихвачен морозом, возможно, подсыпет еще снегу, и гора в благодарность одарит вас прекрасным новым катанием.
Особенно тщательно надо выбирать и выглаживать склон для первых занятий. Трасса должна быть достаточно пологой, с хорошим выкатом и плотно утрамбованным снегом. Не ленитесь как следует протоптать его. Помните, что топтание трассы — отличная тренировка для ваших мышц, для выработки равновесия и координации движений.
В больших горах уход за трассами требует специальной техники и службы трасс.
Нельзя надеяться и на то, что после первых снегопадов пройдет небольшой дождь, а потом ударит мороз и таким образом сама природа создаст идеальное сцепление снега с грунтом. Уплотнение снежных слоев с помощью ратраков, причем от самого грунта, очень важно. Хорошо уплотненный первый снежный пласт — наилучшая предпосылка для прочной горнолыжной трассы. Поэтому трассы нужно обрабатывать сразу же, как только пойдет первый снег. И дальнейшем за ними надо ухаживать каждый день, чтобы сохранить как можно дольше.
При правильной подготовке и обработке трасс лыжный сезон может быть продлен на несколько недель даже в малоснежных районах.