ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НЫНЕШНИХ



Уже первопроходцы горнолыжных трасс поняли, что качество поворотов зависит не только от искусства лыжника, но и от гибкости и упругости лыж, от всего их «строя», который может способствовать или препятствовать успешному спуску. Так, для лучшего сцепления со снегом, для устойчивости в повороте и хорошей враща-емости лыже стали делать «талию»: в районе грузовой площадки под ногой она уже, носок («лопата») и задник («пятка») — несколько шире.
Чтобы легче было преодолевать бугры и ямы, части лыжи возле носка и задника делаются тоньше, более гибкими.
возрастанием скоростей возникла необходимость делать лыжи более прочными, упругими, добиваться, чтобы они не вибрировали на высоких скоростях, не деформировались на жестком склоне.
Все это в течение десятилетий достигалось за счет введения в конструкцию лыж новых слоев и новых материалов: металла, резины, пластмасс, различных пород и сортов дерева.
В 1928 году австрийский инженер Р. Лейтнер изобрел окантовку скользящей поверхности деревянных лыж узкими полосками металла. Это новшество сыграло решающую роль в совершенствовании горнолыжной техники: стало возможным выполнять быстрые спуски по жестким и крутым горным склонам. Уже в 30-е годы разрабатывались модели металлических лыж и комбинированных — из слоев металла и древесины. Однако к производству их приступили лишь после второй мировой войны. Выпуск металлических лыж постоянно увеличивался, наибольшее распространение они получили в 60-е годы. В комбинированных лыжах наполнителем и амортизирующим материалом служили дерево или пластмасса. И сейчас в многослойных лыжах применяются дюралюминиевые пластины, деревянная или пластмассовая сердцевина.
Так горные лыжи превратились в «слоеный пирог» с самой разнообразной начинкой, а их производство стало сложной инженерно-технической задачей. В наше время выпуском горнолыжного инвентаря занимается целая специализированная индустрия. Десятки промышленных предприятий, научных лабораторий и институтов разрабатывают и производят в разных странах лыжи, ботинки, палки, костюмы, очки, мази, всевозможные машины для подготовки горнолыжных трасс, канатные дороги и подъемники.
Современные горные лыжи весьма совершенны. По существу лыжи лучших мировых марок мало отличаются друг от друга. Различные материалы, которые используются для их изготовления, и броский внешний вид лишь создают иллюзию оригинальности. Качественное отличие существует в зависимости от назначения лыж. Все они делятся на несколько классов. Класс «А» (иначе — формула I) — спортивные лыжи, предназначенные для мастеров; класс «В» (формула II) — любительские или туристские лыжи; класс «С» (формула III) — лыжи для начинающих и детские. Отдельно стоят специальные — для фигурного катания и акробатических трюков.
Лыжи класса «А» изготовляют для слалома, слалома-гиганта и для скоростного спуска. Они отличаются друг от друга длиной, жесткостью, материалом скользящей поверхности, иногда формой. Есть лыжи для скоростного спуска с овальными отверстиями в загнутой части носка. По мнению специалистов, это уменьшает сопротивление воздуха и, следовательно, увеличивает скорость. В лыжах для скоростного спуска и супергиганта убрали желоб и свели до минимума загиб носка; появились слаломные лыжи с двумя «талиями» — впереди и позади опорной площадки. Одно время для специального слалома выпускались лыжи с мультикантом, т. е. металлическим кантом, состоящим из многочисленных, состыкованных друг с другом кусков. Этим достигалась большая мягкость и эластичность лыж, но снижалась их прочность. В настоящее время от мультиканта отказались, зато стали делать кант—фрезу: с волнообразной микронасечкой для лучшего врезания в льдистую трассу.
Горные лыжи для любительского катания также чрезвычайно разнообразны. Есть модели для глубокого и мягкого снега, для жестких и льдистых трасс, для быстрого Длинного спуска и частых поворотов, есть лыжи универсальные. В последние годы широкое распространение получили укороченные лыжи (140—180 см). Уменьшение длины лыж компенсируется увеличением их ширины. На коротких лыжах легче делать повороты и проще осваивать лыжную технику.
А есть ли отечественные слаломные? Наши лыжные фабрики (львовская, мукачевская) выпускают пока в основном деревянные горные лыжи и только приступили к производству современных пластмассовых. Вот уже несколько лет неплохие отечественные слаломные лыжи с маркой «ВИЛС» поступают в продажу и в спортивные секции. Однако их выпускают чрезвычайно мало.