УСПЕХИ И НЕУДАЧИ СОВЕТСКИХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ



Быстро, стремительно вышла вперед советская сборная команда образца 1979—1981 годов. Из команды, подающей надежды, за какие-то два года она превратилась в команду—соперницу лидеров мирового горнолыжного спорта.
Впрочем, это началось несколько раньше.
...Западногерманский курорт Гармиш-Партенкирхен. 29 января 1978 года. Скоростной спуск чемпионата мира. Финишируют последние спортсмены, загорается табло с окончательными результатами, и специалисты не верят своим глазам... Сенсация! Первое место и звание чемпиона мира — у аутсайдера австрийской команды Зеппа Вальхера. Общепризнанный фаворит австриец Франц Кламмер на 5-м месте. Потерпели поражение такие прославленные спусковики, как Рюсси и Планк. Более того, они финишировали позже никому не известного русского Владимира Макеева, стартовавшего 26-м и вошедшего в десятку сильнейших.
— Трудно сказать, кто в тот сезон пользовался у корреспондентов большей популярностью — новый  чемпион или наш Володя, — рассказывал потом старший тренер сборной Леонид Тягачев. — Советская команда оказалась в центре внимания: «Русские замахнулись на положение лидеров. Как это им удалось?»
Наши тренеры уверяли дотошных корреспондентов: «Это только начало. В Лейк-Плэсиде, на Олимпиаде, мы обязательно завоюем хотя бы одну медаль...»
Это предсказание, к сожалению, не сбылось: ни на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде, ни на последующем чемпионате мира в Шладминге (Австрия) в 1982 году нашим горнолыжникам не удалось подняться на пьедестал почета.
И все же...
На Олимпиаде Валерий Цыганов в слаломе-гиганте упускает верный шанс завоевать «бронзу». А год спустя в Аспене (США) он становится первым советским горнолыжником, победившим в этапе Кубка мира — на этот раз в скоростном спуске. Владимир Макеев на чемпионате мира в Шладминге, финишируя в падении, занимает 6-е место и, как и Цыганов на Олимпиаде, упускает «бронзу» в скоростном спуске.
Его товарищ по команде Александр Жиров достигает в соревнованиях Кубка небывалого для нашей команды успеха: он четырежды побеждает на разных этапах (в Фурано, Боровце и Лааксе) в слаломе и слаломе-гиганте, оставляя за собой таких корифеев, как Стенмарк, Фил Мэйр и другие. В результате он занимает общее 3-е место (второе вслед за Стенмарком в слаломе-гиганте) в зачете Кубка мира сезона 1980/81 года.
В том сезоне наша команда оказалась единственной побеждавшей во всех трех дисциплинах, за что получила звание самой прогрессивной команды сезона. «С советскими товарищами в Шладминге придется считаться...» — писал вестник ФИС журнал «Панорама Ски».
Надо сказать, путь к успеху был соблазнительно короток. Чтобы завоевать ведущее положение в Кубке мира, обычно национальные команды затрачивают многие годы. А тут... К началу сезона 1977/78 года лучший спортсмен нашей сборной слаломист Владимир Андреев находился в последней группе по классификации ФИС: 96-й в слаломе и 129-й в слаломе-гиганте. Остальные были еще дальше, особенно в скоростном спуске. Однако за несколько недель до чемпионата мира в Гармиш-Партенкирхене произошли резкие изменения: Владимир Макеев продвинулся на 30-е место среди спусковиков; вошли в третью группу Андреев и Жиров.
— Мы  часами  стояли  на  обочинах  трасс,  изучали технику, стиль, тактику лучших горнолыжников мира, — рассказывал В. Андреев. — У нас быстро налаживались дружеские контакты, тренеры и спортсмены охотно делились своими секретами, советовали, позволяли снимать на пленку их тренировки. Нас не боялись, не видели в нас реальных конкурентов. А мы учились и, возвращаясь с соревнований на Родину, вводили в свои тренировки все новинки, увиденные за границей.
С того сезона советская команда стала регулярно участвовать во всех этапах розыгрыша Кубка мира, а молодежь — выезжать на Кубок Европы, участвовать в соревнованиях ФИС. И результаты росли. Прошло всего два года, и к сезону 1980/81 года Жиров, Цыганов, Андреев, Макеев, Надежда Патракеева обосновались в первой двадцатке лучших горнолыжников мира.
Да, то был год триумфа советских горных лыж. Однако успех оказался непрочным. Наших ведущих мастеров преследовали травмы и неудачи, у тренеров не хватило опыта, чтобы правильно подготовить команду к ответственным стартам следующего сезона. Тяжелой потерей для всего советского спорта стала гибель в результате автомобильной катастрофы признанного лидера нашей сборной, одного из лучших слаломистов мира Александра Жирова. Однако хорошую форму приобретает олимпийская смена: серьезной заявкой на будущее стал успех кировчанина Леонида Мельникова, завоевавшего титул чемпиона мира среди юниоров 1983 года.