КУБОК МИРА — «ГОРНОЛЫЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»



С 1967 года международные соревнования по горнолыжному спорту пополнились ежегодными розыгрышами Кубка мира и Европы. В промежутках между олимпийскими играми и чемпионатами мира победители Кубка считаются сильнейшими горнолыжниками планеты.
Кубковые встречи проводятся по четырем видам: скоростному спуску, слалому-гиганту, специальному слалому и альпийскому двоеборью. По положению участвовать в них могут спортсмены любой страны, имеющие определенное количество очков ФИС, но не больше восьми человек (4 мужчины и 4 женщины) в каждом виде от одной страны.
Кубок мира по горнолыжному спорту — явление в спорте уникальное. Спортсмены десятков национальностей непрерывно кочуют из одной страны в другую, борясь на Разных трассах за очки ФИС, которые определяют их статус  в мировом  горнолыжном  спорте.  Популярность встреч чрезвычайно велика: небольшие горные курорты во время соревнований превращаются в спортивные столицы, здесь собираются тысячи любителей горнолыжников, туристов, зрителей. Телевидение на весь мир транслирует виртуозное прохождение трасс прославленными мастерами, демонстрирующими технику, граничащую с цирковым искусством. Судьи и электронные машины подсчитывают очки, регистрируют сотые доли секунд, отделяющие победителей от побежденных. Пресса комментирует события дня, выдает прогнозы, выискивает сенсации...
А уже на другое утро после захватывающего спортивного шоу весь «караван» — спортсмены, тренеры, обслуживающий персонал, представители многочисленных фирм, журналисты — снимается с места и отправляется в другую страну, где все подготовлено к встрече гостей.
Цирк? Развлечение? Спорт? Пожалуй, все вместе взятое. «Порождение XX века, в котором соединились элементы современной массовой культуры с ее культом суперчеловека и традиционного спорта с духом здорового соревнования» — так определил горнолыжную «кубковую карусель» один из спортивных обозревателей.
Впрочем, он опустил один важный фактор: бизнес с его оглушительной рекламой, мощной горнолыжной индустрией и другими сопутствующими и, увы, не всегда желательными для спорта явлениями.
И все же прежде всего это спорт — спорт высших достижений, за которым стоит многолетняя упорная тренировка и бескомпромиссная борьба.
Целая армия инженеров, ученых, медиков, специалистов самых разных отраслей науки и промышленности работает на горнолыжную элиту. Таким образом, кубковая борьба, несомненно, способствует прогрессу горнолыжного спорта, «го популярности, материально-техническому совершенствованию на всех уровнях. Для массы туристов и отдыхающих в горах герои кубковых баталий становятся кумирами, образцами для подражания.
Соревнования на Кубок мира начинаются в первую неделю декабря и заканчиваются в последнюю неделю марта. Они охватывают практически три континента: альпийские страны Европы, Югославию, Чехословакию, Болгарию, Испанию, Скандинавские страны, Северную Америку и Японию.
Особой популярностью пользуются кубковые соревнования в Альпах, на традиционных скоростных трассах. Это январские состязания спусковиков на трассе Кандахар  в  Арлберге   (Австрия),  в   Венгене   на   скоростной трассе Лауберхорн (Швейцария), в Кицбюэле на трассе Щтрайф на горе Ханенкамм (Австрия).
В каждом старте Кубка участвуют 80—100 спортсменов. Особенность этих соревнований заключается в том, что стартовый номер участник получает в соответствии с количеством очков ФИС, которые были набраны им в международных соревнованиях предыдущего года. Согласно спискам, ежегодно публикуемым в вестниках ФИС, в первую стартовую группу входят сильнейшие горнолыжники мира по каждому виду альпийского троеборья.
Путь к успеху нелегок! Как говорят математики, это функция от многих переменных. Он зависит от технического мастерства и физической подготовленности спортсмена, от тактического умения и психологической устойчивости, от инвентаря, наконец, от качества смазки.
И, конечно, от конкуренции. А борьба на кубковых трассах идет упорная и бескомпромиссная. В 1978 году на скоростной трассе Ханенкамма в Кицбюэле, где по традиции определяются лучшие спусковики года, победителя от спортсмена, занявшего 4-е место, отделяло всего 0,04 секунды! А между первым и одиннадцатым результатом разница составляла всего 1 секунду, и это при средней скорости спуска 115 км/ч и длительности почти 2 минуты. Насколько же близки по мастерству современные горнолыжные асы!
Чтобы добиться технического совершенства, спортсмены напряженно тренируются круглый год. В своем самом успешном 1978 году И. Стенмарк, прежде чем выйти на первый старт Кубка мира, провел 80 дней интенсивных тренировок на летнем снегу. Не менее интенсивно тренируются и наши спортсмены на ледниках Кавказа, на склонах Тянь-Шаня и Альп.
Нередко задают вопрос: существует ли в горнолыжном спорте своеобразная «национальная техника»? На уровне мировых достижений можно сказать — не существует. Благодаря непрерывному общению лучших горнолыжников мира техника стала интернациональной. Сегодня асы Австрии и Болгарии, США и Швеции, Италии и Швейцарии, Советского Союза и Югославии, Лихтенштейна и Японии на одинаковых трассах демонстрируют одну и ту же технику спусков, состоящую из одинаковых основных приемов и элементов.
И все же различия не трудно заметить. Они не только в Результатах, но.и в том, как проходят трассу те или иные признанные мастера. Эти различия — в индивидуальном стиле, спортивном почерке, который складывается из анатомических особенностей, темперамента спортсмена и из того самого сокровенного, что называют талантом.
Все это накладывает отпечаток оригинальности на технику выдающихся мастеров, придает ей своеобразие, которое нередко перенимается другими, а соревнования благодаря этому приобретают элемент непредвиденности. Из-за  этих  различий  появляются  в  горнолыжном  спорте «специалисты» по видам, мастера пологих участков и крутых поворотов, любители мягкого снега и льда.
Будет ли и дальше меняться техника горнолыжного спорта? Разумеется. Более глубокое понимание биофизических и аэродинамических основ движения лыжника по склону, появление новой аппаратуры и новых материалов совершенствование инвентаря будут влиять на уровень горнолыжной техники. А это, в свою очередь, предъяви новые требования к спортсменам.
Уже сейчас руководство ФИС для повышения интерес к многоборью ввело в соревнования Кубка новый вид: супергигант. Это своеобразный гибрид между скоростным спуском и слаломом-гигантом. Соревнования  по  супергиганту проводятся в одну попытку (слалом-гигант — в две), его трасса протяженностью 2,5—3 км должна иметь перепад высоты 500—600 м, проходить по пересеченной местности, включать в себя почти все технические сложности гигантского слалома и скорости, приближающиеся к скоростям спуска.
Предполагается, что новый вид повысит шансы спусковиков в многоборье. Но спортсмены встретили новинку скептически. Австрийские и канадские горнолыжники, пройдя трассу супера, дружно заявили, что это «адский вид, который может выдержать только робот с железными ногами».
Что ж, наверное, точно так же воспринимался в 50-е годы только что «изобретенный» слалом-гигант. Недоумение и даже протест вызывало поначалу вольное и фигурное катание (по которым теперь разыгрываются мировые чемпионаты).
Ничто не стоит на месте. А стремительный и динамичный горнолыжный спорт тем более.