«СПОРТ ПРЕКРАСНЫЙ И СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ»



Эти выразительные слова принадлежат англичанину А. Лунну, одному из основоположников горнолыжных спортивных правил.
Вообще, описания горнолыжного спорта полны романтики. И это естественно: ему придают очарование снежные горы, вихревые спуски, покорение человеком непривычной стихии снега и скорости, приближающей его к полету. Пропагандисты горных лыж издавна воздавали им хвалу за то, что они способны буквально преобразить человека. «От стремительных движений и чистого воздуха грудь расширяется, кровь струится бодро, происходит живой обмен веществ, повышается аппетит, все мышцы, особенно ног, рук, грудные и брюшные, укрепляются. Глаза молодых лыжников и лыжниц искрятся. Они быстро замечают склон, быстро, иногда в одно мгновение, определяют направление и скорость движения, учатся быть храбрыми и рассудительными...».

ПИОНЕРЫ «СЛЕДОВ НА СНЕГУ»
Романтика романтикой, а первые спуски с гор предпринимались в силу житейской необходимости. Действительно, если вы живете высоко в горах и вам надо ежедневно по глубокому снегу спускаться вниз, то волей-неволей вы освоите повороты на лыжах.
Так и поступали пионеры горнолыжного спорта — скандинавские крестьяне: они становились на укороченные лыжи, брали в руки длинную палку с расширением на конце (подобно веслу — чтобы лучше рулило и не утопало в снегу) и, опираясь на нее то с одной, то с другой стороны, смело скользили вниз между скалами, обрывами и деревьями.
Там же, в Норвегии, родилось слово «слалом», оно означает «след на снегу», оставляемый спускающимся лыжником.
Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Примерно таких же размеров были лыжи у охотников в течение многих веков: такими лыжами и сейчас пользуются охотники и звероловы Гренландии, Аляски, нашего Севера, Сибири, Дальнего Востока.
С появлением лыжного спорта лыжи видоизменились: они стали значительно уже и длиннее. Пользовались для катания по снегу и одной лыжей: отталкивались ногой как на самокате. В северных странах распространены были широкие лыжи с заостренными концами спереди и сзади. На юге, в горных районах, лыжи делали сильно утолщенными посередине — здесь выдалбливалось углубление под ступню: это было удобно для поворотов при спуске.
Чтобы лыжи не соскальзывали назад при подъеме в гору, их скользящую поверхность частично и полностью обивали камусом — короткошерстной шкурой с ног лося или оленя, мехом нерпы, тюленя. Одна длинная палка с заостренным концом помогала и отталкиваться, и тормозить, и поворачивать и... колоть при случае зверя.
Креплениями долгое время служили две ременные петли: одна крепила носок ступни на подъеме, вторая охватывала пятку. Такими лыжами пользовались полярные экспедиции, в частности экспедиция Фритьофа Нансена. Кстати, он написал о лыжах целый трактат, в котором давал подробные указания, как ими управлять при спуске с гор.
Таким образом, можно считать великого полярного исследователя первым горнолыжным тренером.
Постепенно менялась ширина лыж, особенно посередине; чтобы на лыжах легче было поворачивать, на задник ботинок стали делать натяжное крепление, а носок заключать в железные скобы. По мере того как пионеры горнолыжного спорта совершенствовали технику поворотов и увеличивали скорость спусков, менялась и конструкция лыж.
Чтобы вес лыжника равномерно распределялся по всей длине лыж, им была придана плавная кривизна, получившая название весового прогиба Чтобы лыжи лучше держали след, сохраняли направление, в скользящей поверхности сделали углубление — желоб. Для большей прочности и гибкости лыжи стали изготавливать из нескольких слоев древесины разных пород: березы, ясеня, бука, гикори. Чтобы скользящая поверхность не так быстро изнашивалась, не становилась «круглой» и имела лучшее сцепление со снегом, ее стали окантовывать особо прочной древесиной, а со временем — металлическими кантами.
По свидетельству историков, первые лыжные соревнования состоялись в 1844 году в норвежском городе Трёмсее. На заре лыжного спорта лыжи равнинные мало чем отличались от горных и соревнования нередко, кроме бега по равнине, включали спуски со склонов окрестных гор и прыжки с трамплина.
Подобное лыжное троеборье долгое время сохраняло свои права в разных странах. В 1879 году жители местечка Телемаркен устроили неподалеку от норвежской столицы на горе Гусби первые «чистые» горнолыжные соревнования. Известные своим мастерством спусков с гор, они вызвали на состязание лыжников Христиании (так называлась нынешняя столица Норвегии Осло).
Соревнования на Холменколленских горах собрали огромное по тем временам количество зрителей. По описанию очевидцев, лыжники мчались по очень крутому склону, с которого «спускаться было почти невозможно». Зрелище было настолько необычным и захватывающим, что слух о нем прокатился по всей Европе. Лучшие лыжники столицы были посрамлены. Они «спускались сгорбленными», опасливо тормозили, перекидывая палку с одной стороны на другую, а с трамплинов не прыгали, а «сваливались мешками». Зато спортсмены из Телемаркена «ехали гордо выпрямившись, вместо палки демонстративно держа в правой руке еловую веточку», с трамплина пролетали по 25 метров, а внизу, «поднимая фонтаны снега, делали эффектный поворот без помощи палки и останавливались».
Искусство приверженцев нового спорта поразило зрителей, началась волна подражания, а поворот, названный телемарком, надолго стал образцом и получил самое широкое распространение. Он выполнялся так: лыжник выдвигал сильно согнутую ногу вперед и использовал ее в виде руля; другая же, опорная, нога упиралась носком и коленом в лыжу; руки, наподобие крыльев, расставлялись в стороны для поддержания равновесия.
Что и говорить, прием был эффектным, но ненадежным. На большой скорости лыжники не выдерживали единоборства с центробежными силами и падали. Трудно было совершить такой поворот на неровном склоне, требующем амортизационных движений.
Со временем на смену телемарку пришел плуг, а затем и поворот на параллельных лыжах, получивший название «христиания». Рассказывают, что норвежцы изобрели «христианию» случайно: прыгуны с трамплина, чтобы остановиться, в глубоком приседе наклонялись вбок, придерживаясь одной рукой за снег, — и лыжи поворачивали в ту же сторону.
И все же основоположниками современного горнолыжного спорта считают не норвежцев, а австрийцев. Австрийский альпинист и лыжник Матиас Здарский в 1896 году применил безостановочный спуск с поворотами; он изобрел плуг, появилась упоровая техника. Для ведения поворота в плуге потребовались более жесткие ботинки и более прочные крепления. В конце прошлого века он выпустил первый учебник по горнолыжной технике, где обобщил все достижения, имевшиеся на тот период, предложил более прогрессивную форму лыж и креплений (правда, техника Здарского также «опиралась» на одну палку), изложил основы группового обучения.
С 1905 года в Альпах стали проводить соревнования лыжников на... количество поворотов. Учитывалось максимальное количество поворотов на заданном отрезке, а также количество поворотов за единицу времени (эти правила отчасти напоминают нынешние соревнования воднолыжников-фигуристов).
Спустя шесть лет, зимой 1911 года, в Швейцарских Альпах близ Монтаны, были впервые проведены соревнования по скоростному спуску: 10 лыжников одновременно мчались наперегонки с верховьев ледника по целине к общему финишу.
Почти 20 лет потребовалось поклонникам нового спорта, чтобы убедить Международную лыжную федерацию (ФИС) «признать» горные лыжи как самостоятельный вид. Слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин были включены в программу лыжного чемпионата мира лишь в 1931 году, где первенствовали англичане. Однако вскоре лидерами нового спорта прочно становятся представители альпийских стран: Австрии, Франции, Германии,, Швейцарии, Италии. Лишь время от времени отдельные спортсмены из других стран «врываются» в их плотные ряды.
До 1939 года (начало второй мировой войны) чемпионаты мира проводились ежегодно, затем после 11-летнего перерыва они возобновились с новой периодичностью: один раз в 2 года, причем в годы зимних олимпиад чемпионом мира становится победитель олимпиады. Последний, XXV чемпионат мира проводился в 1982 году в австрийском курортном местечке Шладминге.
История горнолыжных чемпионатов имеет свои вехи, определяющие уровень развития этого спорта. Так, в 1937 году француз Эмиль Алле завоевал три золотые медали чемпионата: в слаломе, скоростном спуске и альпийском двоеборье (спуск плюс слалом). Этот своеобразный рекорд он поставил не случайно — спортсмен явился основоположником «новой французской техники», которую характеризовали, в частности, плоское ведение лыж, высокая стойка, вращение лыж туловищем. В дальнейшем горнолыжная техника существенно изменилась, не раз различные «школы» сменяли и «опровергали» друг друга, но элементы, найденные Алле (как и последующими выдающимися мастерами), органически вписывались в непрерывно растущий технический арсенал горнолыжного спорта.
Тони Зайлер — «горнолыжный бог» 50-х годов, национальный герой Австрии. Казалось, он до предела довел «чувство снега», тончайшее, филигранное ощущение трассы и владение лыжами. Став многократным чемпионом мира, обладателем всех золотых медалей по горнолыжному спорту на Олимпиаде 1956 года в Кортина д' Ампеццо, он оставил снежную арену непобежденным.
Но австрийская горнолыжная школа, поспешившая возвести технику Зайлера в догму, вскоре отстала: австрийские теоретики и лыжники того периода, ослепленные наследием своего кумира, не смогли своевременно реагировать на новые веяния, продиктованные техническим прогрессом. Высокие и жесткие пластиковые ботинки, металлические, пластмассовые и комбинированные лыжи открывали путь к новой технике, наилучшим выразителем которой стал Жан-Клод Килли, повторивший 10 лет спустя на Олимпиаде в Гренобле рекорд Зайлера.: Чаша весов мирового успеха на несколько лет склонилась в сторону горнолыжной Франции.
Потом лидерство еще много раз будет переходить от одной национальной команды к другой, мир не перестанет удивляться мастерству таких талантов, как Карл Шранц, Густаво Тени, Франц Кламмер, Ингемар Стенмарк и другие выдающиеся мастера, создавших за последнее десятилетие единую «европейскую» технику катания, вобравшую в себя все лучшие и наиболее рациональные элементы.
Однако наряду с технической интеграцией наблюдалось все большее расхождение между видами горнолыжного троеборья. С тех пор как в 1950 году в программу чемпионатов впервые был введен новый вид — гигантский слалом, он быстро завоевал популярность у горнолыжников как промежуточное звено между «крайностями» — слаломом и скоростным спуском. Но с течением времени в горнолыжном спорте все определеннее проявлялась тенденция к специализации: «чистые» слаломисты и спусковики совершенствовали технику и методы тренировок в своих видах, и постепенно различия в технике и специфика тренировочной работы настолько возросли, что универсалов типа Алле, Зайлера, Килли практически не осталось.
Озабоченная таким размежеванием ФИС неоднократно проводила реформы и вносила изменения в правила международных соревнований, пытаясь стимулировать горнолыжников заниматься всеми видами: слаломом, слаломом-гигантом и скоростным спуском. В программы чемпионатов стали включать альпийское двоеборье, выиграть которое может только лыжник-универсал, менялась система подсчета очков. Теперь, к примеру, невозможно стать абсолютным победителем Кубка мира, успешно выступая только в спуске или в слаломе (именно поэтому выдающийся слаломист швед Ингемар Стенмарк вот уже несколько лет не завоевывает абсолютного первенства в Кубке мира).
И все же побороть тенденцию к специализации не удается. Горнолыжный спорт, кажется, необратимо разделился на специалистов спуска и специалистов слалома, использующих не «свои» виды в лучшем случае как подспорье в борьбе за престижные очки в многоборье.
Выделились в самостоятельные виды со своими системами правил, национальных и международных соревнований такие разновидности горных лыж, как фигурное катание, так называемый фристайл (свободный стиль), лыжная акробатика.