АМОРТИЗАЦИЯ НЕРОВНОСТЕЙ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ РАБОТА НОГ



Вы уже знаете, что для преодоления неровностей склона — бугров, снежных надувов, впадин — приходится сгибать и разгибать ноги, чтобы толчок от неровности не передался всему телу и не вывел его из равновесия. Это сгибание и разгибание называется техникой амортизации и осуществляется за счет вертикальной работы ног.
Однако правильная вертикальная работа ног нужна не только для сохранения равновесия и безопасности спусков. Она необходима также, чтобы успешно осваивать современные однотактные повороты. Можно сказать без преувеличения: правильная вертикальная работа ног является основой современной техники поворотов. Поэтому как можно чаще практикуйте сгибание и выпрямление ног при преодолении бугров. Учитесь так координировать свои движения, чтобы избегать приподнимания и опускания всего тела (основной принцип амортизации), не отрываться от снега и сохранять устойчивое равновесие.
Техника амортизации неровностей склона с помощью ног на первый взгляд проста, но с повышением скорости и размера бугров трудности возрастают. Если небольшие бугры и ямки можно «пропускать под собой» с помощью ограниченного сгибания в голеностопах, то более крупные неровности требуют активной работы бедер, коленей, а также приседания в заднюю стойку (смещение центра тяжести лыжника несколько назад; не путайте с опорой на задники ботинок и лыж).
Бедра играют роль соединительных рычагов между тазом и коленями, причем таз и верхняя часть туловища (амортизируемая масса) остаются в покое, а колени вместе с лыжами (неамортизируемая масса) двигаются вверх и вниз.
Итак, существуют два различных механизма: амортизация с помощью голеностопных суставов (группа Б) и амортизация с помощью работы бедер (А). Первый используется лишь при преодолении очень небольших препятствий. Поэтому с самого начала приучайтесь использовать второй механизм — амортизацию с помощью бедер. Привычка к первому будет вам лишь помехой.
Дело в том, что современная пластмассовая обувь сковывает голеностоп и не позволяет ему амортизировать удар большого бугра, в то время как бедра — сильные рычаги, свободно и с широкой амплитудой двигающиеся в тазобедренных суставах в вертикальном направлении, — превосходно справляются с любой неровностью. Сгибая-разгибая ноги в бедрах и коленях, выдвигайте голеностоп несколько вперед перед бугром, подавая туловище вперед, и распрямляйте энергично ноги за вершиной бугра, чтобы восстановить равновесие.
В «поглощении» бугров надо упражняться ежедневно. Это приучит вас к правильной вертикальной работе ног, необходимой, как уже говорилось, для современного однотактного поворота.
По мере освоения выполняйте прямые спуски через бугры высотой не менее 40—50 см. Снег — плотный до жесткого, скорость повышайте постепенно. При преодолении бугров не прыгайте, следите за обязательным сохранением контакта со снегом.
Типичные ошибки.
1. Вы не успеваете амортизировать и теряете контакт со снегом.
Снизьте скорость. Переезжайте бугор медленно, сознательно контролируя свои движения: выдвижение коленей и голеностопов вперед, подтягивание ног вверх (приседание), быстрый наклон верхней части тела вперед, распрямление и т. д.
2. Амортизация у вас происходит главным образом за счет тазобедренных суставов и поясницы, без участия коленей.
Попробуйте проделать все движения в замедленном темпе (выдвижение коленей, приседание, наклон туловища вперед, распрямление), стоя на месте.
3. Преодолевая бугор, вы постоянно опираетесь на задники ботинок.
Мы уже говорили об этой ошибке. Она вредна не только при преодолении бугров. Обобщая, можно сказать, что эта ошибка лишает лыжника способности управлять лыжами и нарушает его безопасность. Если, опираясь на задники, вы потеряете контакт со снегом, то рискуете приземлиться на спину, так как в воздухе опираться вам уже будет не на что.
На прямых спусках чаще делайте небольшие прыжки, глубже приседайте, поддергивая вверх задники лыж. Гуляя или бегая, делая утреннюю зарядку, совершайте прыжки с подтягиванием ног вверх и приземлением в глубокий присед.