ПЕРЕХОД К ОДНОТАКТНОМУ ПОВОРОТУ В ПОЛОЖЕНИИ УЗКОГО ПЛУГА



Вооруженные этими приемами, переходите к знакомым уже вам сериям поворотов. В положении узкого плуга, не доводя дугу до конца (как только пересечете линию склона), начинайте приподнимать носок внешней лыжи — соответственно опора перейдет на ту лыжу, которая только что была внутренней и теперь становится внешней по отношению к новому повороту.
Старайтесь делать это мягко, за счет ног. Еще раз напоминаю: не отклоняйтесь далеко от линии склона, незавершенные дуги делайте в обе стороны примерно одинаковые.
Уже после нескольких таких спусков вы почувствуете некоторое подобие ритма: влево-вправо, влево-вправо... Попробуйте поймать этот ритм. Почувствуйте: ударным пунктом в нем каждый раз является момент приподнимания носка очередной лыжи и перенос нагрузки с одной лыжи на другую. Проследите за этим движением в динамике: для того чтобы приподнять носок сильно загруженной внешней лыжи, необходимо слегка оттолкнуться от нее, плавно упереться во внутреннюю и закантовать ее на внутренний кант, одновременно отклоняясь внутрь нового поворота. Происходит как бы переступание на новую дугу в противоположную сторону.
Это перенесение опоры с одной лыжи на другую называется входом в поворот, а угловое положение загружаемой лыжи является импульсом для нового поворота.
Обратите внимание! Об отклонении тела лыжника внутрь поворота речь может идти только при наличии достаточной скорости, вынуждающей вас бороться с центробежной силой, возникающей в повороте. Никакие искусственные отклонения (болтания телом) не допускаются!
Чтобы усилить ощущение ритма, поставьте на склоне 5—6 простейших ворот, (из тонких прутиков), увеличивайте частоту поворотов. Поставьте несколько горизонтальных открытых ворот, не удаляющихся далеко от линии падения склона (открытые ворота лыжник при спуске видит в полную ширину: древки ворот слева и справа; в закрытых или вертикальных воротах древки ставятся одно за другим). Постепенно увеличивайте скорость за счет повышения места старта, ускоряйте темп и ритм поворотов.
С увеличением скорости вы будете вынуждены все больше отклоняться внутрь поворотов, подобно велосипедисту на крутых виражах. Постепенно ритм «влево-вправо» в сочетании с колебательными движениями вашего тела приобретает характер качелей или маятника: лыжи слева — тело отклоняется вправо, лыжи справа — тело влево.
В какой-то момент отклонения внутренняя лыжа начнет скользить по дуге на том же канте, что и внешняя. С этого момента вы едете по дуге на одинаковых кантах: обе лыжи на левом или обе лыжи на правом канте. Значит, вы освоили принцип однотактного поворота в узком плуге.
Для успеха необходимо, чтобы склон был достаточно длинным и пологим, с хорошим выкатом, снег по возможности плотным и ровным. На слишком коротком склоне вы просто не успеете войти в ритм и почувствовать принцип этого поворота.
Типичные ошибки.
Прогрессивная австрийская школа рекомендует не изменять угол плуга в ходе поворота: есть опасность, что вместо однотактного у вас получится двухтактный поворот, а это, как известно, совсем другой, не нужный вам механизм (упоровый!). Поэтому сохраняйте положение узкого плуга во время всего поворота сознательно, не забывайте о правильном положении ног. Если на этом этапе после плуга у вас возникает параллельное ведение лыж, это будет ошибкой, которая помешает вам прочувствовать принцип однотактного поворота, суть которого в одновременной, а не в последовательной перекантовке лыж.
Чтобы избежать этих ошибок, держитесь ближе к линии склона (для этого еще уменьшите исходный угол плуга почти до параллельного); повышайте скорость и смелее наклоняйте тело внутрь поворота; делайте более глубокие приседания при смене опорной лыжи.
Все внимание на ноги!
Не вращайте тазом и верхней частью туловища, стремясь помочь ногам и лыжам. Эти движения также другого механизма. Рецепт избавления от этой ошибки все тот же: более глубокое приседание, внимание — на управление поворотом исключительно с помощью ног, большая частота поворотов.
Тотчас прекратите упражнения, если эта ошибка не исчезает, проанализируйте свои движения и начните снова с обычного поворота в плуге.
Не допускайте сильного проскальзывания лыж вбок. Если лыжи слишком резко ставить поперек движения, они начинают соскальзывать вбок, тормозить и при смене поворота их надо снова возвращать в прежнее положение. Это мешает новому повороту. Кроме того, проскальзывающими лыжами очень трудно управлять.
Поэтому своевременно и сильнее кантуйте внешнюю лыжу. Все внимание на ноги! Проверьте, хорошо ли сидят ботинки.
Не опирайтесь на задники ботинок в течение всего поворота! Это также грубая ошибка.
И помните: однотактный поворот в положении плуга легче удается при узком ведении плуга (лыжи почти параллельны) и относительно высокой скорости, вызывающей выраженный наклон тела лыжника внутрь поворота.