Сетка с облаками для интернета (часть 2)



Окончание. Начало статьи - читать.

— В сущности, вы говорите, что если бы не Большой адронный коллайдер, то у грида будущего бы не было. Но ведь сегодня грид работает не только на ЦЕРН?
— Естественно! Кроме физики высоких энергий грид работает и на другие области науки — медицину, биологию, химию, геофизику, астрономию. Если взять самый большой проект грид-инфраструктуры (он называется EGEE и функционирует с 2004 г.), то в нем до недавнего времени на физику высоких энергий было задействовано 60–70% всех ресурсов, а остальные были отданы под другие задачи. Сейчас, правда, доля физики высоких энергий поднялась до 80% — это связано с тем, что коллайдер наконец стартовал.
Но все остальные науки — потребители грида пользуются им в гораздо меньшей степени, чем физика высоких энергий. Так что сейчас совершенночетко можно сказать: если бы не физика, не Большой адронный коллайдер, то концепция грида не смогла бы реализоваться как инфраструктура.
Почему не произошел переход к массовому использованию гридтехнологий даже в научных областях (уже не говоря о других сферах), можно спорить, но, я думаю, в концепции грида для массового потребителя что-то было слишком тяжелым, хотя первоначально она разрабатывалась именно в расчете на массовое использование. С самого начала была выдвинута гипотеза о новом массовом потребителе, которому надо много считать, работать с множеством источников информации, но, похоже, это было не совсем адекватно тому, что в те времена могли переварить массовые пользователи. Хотя по сравнению с веб-технологиями 1990-х гг. гридтехнологии действительно представляют собой новый рывок.

— Вы упомянули о других качественно новых компьютерных технологиях. В чем их суть, и как они могут изменить Интернет?
— Наиболее яркий совсем недавний пример — так называемый клауд-компьютинг (что в переводе с английского буквально означает «облачные вычисления»). Это некий виртуальный компьютер, который можно использовать через Интернет. Такая технология появилась в основном потому, что во второй половине 1990-х гг. стали развиваться интернет-услуги хостинга. Когда стало ясно, что все можно делать на микропроцессорах, появилось много фирм, которые или уже имели избыток компьютерных ресурсов, или просто сознательно начали покупать кластеры и серверы, чтобы потом продавать. Например, стали организовывать и продавать услуги электронной почты, появилось понятие «дата-центров» и т.д. Такая услуга оказалась довольно востребованной. До той поры все компании, сотовые операторы, банки сами закупали себе ресурсы, создавали свои центры данных, имели своих администраторов, но потом, когда стало выясняться, что это слишком дорого, они стали переходить на услуги хостинга.
Параллельно развивалась технология виртуальных машин, когда «поверх» операционной системы на компьютере запускается специальная программа, которая имитирует «голый» компьютер для пользователя. С одной стороны, это может показаться невыгодным, потому что такой слоеный пирог — компьютер поверх компьютера — сам по себе забирает определенный объем оперативной памяти, мощности процессора и другие ресурсы. Но есть и выгода: хозяин фирмы, торгующей клауд-компьютингом, закупает оборудование, нанимает штат специалистов, которые имеют дело только с этим «железом» и только с тем очень ограниченным программным обеспечением (операционная система и программа виртуализации), которое на нем установлено. Покупатель же получает «пустой» компьютер и может инсталлировать то программное обеспечение, к которому он уже привык и которое хорошо знает. Уходя, он оставляет продавцу такой же первозданно «пустой» компьютер.
В последнее время бизнес, основанный на «облачных вычислениях», стал быстро развиваться, и одновременно неожиданно выяснилось, что клауд-компьютинг может оказаться очень полезным и для систем распределенных вычислений. Когда создавался грид, предполагалось, что ресурсы будут предоставляться без виртуальных машин. Сейчас же выясняется, что сопрячь эти две идеи было бы очень интересно.
Дело в том, что грид, построенный для Большого адронного коллайдера, работает с нарушением того, что было изначально заложено в его концепцию. Идея грида в частности подразумевает, что владельцы и администраторы ресурсов отделены от пользователей. Владельцы и пользователи — «черные ящики» по отношению друг к другу. Они разделены универсальными гридсервисами. Но Большой адронный коллайдер — это не фирма, торгующая виртуальными компьютерами. Здесь над программным обеспечением работают огромные коллективы людей с большой ротацией, нет ничего покупного — они сами делают программы и для обработки данных, их анализа, и для моделирования событий, поэтому физически не удается отделить пользователя от ресурсов. Волей-неволей происходит интервенция пользователя в ресурсы, что нарушает один из основных принципов концепции грида, и это очень тяжело для владельцев ресурсов.
Одна из идей, которая поможет избежать этого, — клауд-компьютинг, когда компьютерные мощности предоставляются сотрудникам коллайдера, и сами экспериментаторы уже могут делать с этим ресурсом все, что им угодно, а остальные просто поддержат работу. Это хорошая идея, она сейчас доводится до ума, однако клауд-компьютинг еще не настолько развит, чтобы обеспечивать решение таких сложных задач, как обработка данных с коллайдера. Но работа идет, и я думаю, что года через два все проблемы будут решены, и тогда клауд-компьютинг будет использован на Большом адронном коллайдере.

— Но все-таки возможен вариант, при котором грид со временем заменит собой Интернет?
— Так ставить вопрос неправильно. Грид может открыть новые возможности развития для Интернета. Возможно, в результате такого развития появится новая технологическая концепция и что-то, что заменит (или, вернее, поглотит) и Интернет, и грид. Сейчас мы наблюдаем интересный обратный процесс — все более активное внедрение веб-сервисов в грид. Пока разрабатывались программы для грида, Интернет тоже не стоял на месте — он изменялся, обрастал новыми сервисами, выяснилось, что некоторые вещи он научился делать не хуже грида. Тогда разработчики грида решили, что им легче будетпользоваться уже имеющимися веб-сервисами, чем создавать свои, и выбросили свои наработки. Этот процесс начался в 2004 г. и сейчас набирает силу. В общем, можно смело утверждать, что сейчас самый интересный момент, когда можно попытаться понять, во что грид-технология, а вместе с нею и Интернет могут превратиться в дальнейшем.

Беседовал Владимир Покровский