«Из чего состояла Победа»



В мае 2010 г. посетители Центрального музея Вооруженных сил РФ в Москве могли приобщиться к необычному культурно-историческому проекту «Из чего состояла Победа» в честь 65-летия победы.
Проект обратил внимание на компании, производившие для фронта лекарства, шоколад, чай, книги, водку, кинофильмы, газеты, обеспечивавшие работу транспорта и т.д.
На открытии выставки посетителям выдавали «посылки с фронта» с шоколадом «Гвардейский», чаем, бутылкой «Столичной», открытками. Фабрики «Рот Фронт», «Бабаевский», «Красный Октябрь», используя научный подход, обеспечивали летчиков, подводников, многих других воинов и работников тыла шоколадом с питательными, тонизирующими свойствами. В военный паек мог входить и шоколад «Кола», произведенный на основе африканских орехов кола.
Американская компания Coca-Cola с каждой проданной бутылки газированного напитка отчисляла один цент на нужды войны, и на эти деньги, в частности, закупались «Студебеккеры» — грузовые машины, отправляемые по лендлизу в СССР. Именно они служили платформой для большинства знаменитых советских «Катюш».
В 1945 г. при вручении Нобелевской премии за открытие пенициллина и его лечебного воздействия при различных инфекционных болезнях было отмечено, что Александер Флеминг сделал для победы во Второй мировой войне больше, чем 25 дивизий.
Отдельная витрина дает представление о водке на войне. Советские секретные приказы и постановления, устанавливающие нормы и случаи употребления, иллюстрировались экспонатами, а специалист Музея истории водки рассказала о химии и  совершенствовании технологий изготовления этого алкогольного напитка.
В музейном зале «Пропаганда» были представлены военное творчество киностудии «Мосфильм» и работа ежедневной газеты «Комсомольская правда». Пятьдесят избранных первых полос «Комсомольской правды» от начала войны до победного парада демонстрируются сейчас на территории России более чем в 20 пунктах при содействии «Альфа-банка».
Во время самой страшной в истории человечества войны железные дороги СССР справлялись с огромной нагрузкой. Для армии было доставлено 19,7 млн вагонов, 18 млн человек эвакуировали на восток страны, перевезли более 2,5 тыс.
предприятий. Железнодорожникам пришлось восстанавливать 115 тыс. км путей, 46 тоннелей, 182 паровозных депо. Все это требовало знаний, самоотверженности, привлечения к работам женщин и подростков. Красный Крест во время войны подготовил более 260 тыс. медсестер, около 40 тыс. санитаров. 5,5 млн человек стали донорами, 700 тыс. литров крови было отправлено на фронт. Альпинисты были востребованы в спецоперациях, чему в музее посвящена особая экспозиция. Интересна история птиц и животных, которые помогали бойцам на различных фронтах и даже были награждены (например, британские голуби-почтальоны).
На открытии необычной выставки посетители могли пообщаться с ветеранами войны, поздравить их. Хороший подарок ветеранам преподнесла компания Whirlpool: микроволновые печи и холодильники — мирную и полезную технику. Выставку оживили шоу-показы одежды и театральные постановки.
В ходе проекта можно было узнать, как в боевых условиях осуществлялась инкассация, попробовать силы в виртуальной «игровой зоне».
Центральный музей Вооруженных сил России в 2009 г. отметил 90-летие, ежегодно его посещает около миллиона человек. Экспозиция музея размещается в 24 залах и на открытой площадке, коллекция включает более 800 тыс. военно-исторических памятников.
Среди них знамена, награды, вооружение и техника, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных сил и армий других государств, в том числе трофейные. Особым значением обладают реликвии, связанные с жизнью и деятельностью героев отечественной истории. Каждый экспонат стал объектом научных исследований. Например, Знамя Победы, копию которого торжественно проносят на Красной площади во время парада 9 мая, до сих пор рождает множество дискуссий.
Открытая смотровая площадка музея — это более 150 образцов боевой техники и вооружения Советской армии и Вооруженных сил Российской Федерации: от артиллерийских орудий времен гражданской войны 1918–1922 гг. до современных баллистических ракет. На этой площадке находится и американская ракета «Першинг-2», напоминая о проблемах разоружения.
Участники и посетители выставки «Из чего состояла Победа» высказывали пожелание, чтобы компаниям не пришлось больше работать в условиях военного времени, а это во многом зависит от позиции ученых.

Дмитрий Мисюров