Библиотека для науки, образования и культуры (часть 1)



Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) — своеобразный феномен Москвы, России и мира. Здесь работают Американский центр, Французский культурный центр, Британский совет, Отдел японской культуры Japan foundation, Латиноамериканский культурный центр им. Симона Боливара, Голландский образовательный центр, Дом еврейской книги, Информационный центр Совета Европы в России и многие другие. О комплексном развитии библиотек в контексте науки, образования и культуры корреспондент Дмитрий Мисюров беседовал с директором ВГБИЛ, кандидатом филологических наук Екатериной Юрьевной Гениевой.
— Екатерина Юрьевна, как вы оцениваете роль библиотеки в современном обществе?
— Во все времена и у всех народов библиотеки играли чрезвычайно важную роль. Если говорить о современном состоянии библиотек в России, то по многим причинам, в том числе из-за дороговизны книг, библиотеки превращаются в культурные центры. Вокруг них сосредотачивается духовная жизнь, что особенно заметно на маленьких территориях. Поэтому общество и правительство должны обращать все больше внимания на библиотеки, но не только как на хранилища литературы, а как на места, способствующие сплочению сообществ и созданию новых коммуникаций.
— Сказывается ли технологический прогресс на работе библиотек?
— Библиотеки, как и все, переживают техническую революцию. Если говорить об использовании компьютеров, новых технологий, то в России этот процесс отстает от США, Великобритании, Франции, Голландии, Германии и ряда других стран. Тем не менее технологии меняют облик российских библиотек, однако с традиционной точки зрения — не всегда в лучшую сторону. Современные технологии способствуют тому, что читателю не обязательно приходить в библиотеку, он превращается в удаленного пользователя. Сказать, хорошо это или плохо, — все равно, что оценивать, хорошо или плохо появление мобильного телефона. Это факт нашей жизни, и можно лишь прогнозировать, фантазировать о будущем. Но уже сейчас фантазии моей студенческой жизни осуществились — можно не отходя от стола и компьютера набрать адрес Библиотеки Конгресса США и получить нужную информацию, а не рыться в десятках справочников и все равно чего-то не найти.
— Значит, будущее за дистанционным бесплатным доступом к содержимому библиотек?
— Идея бесплатного дистанционного доступа давно будоражит умы. И я эту идею поддерживаю. Ее могут не разделять авторы и издатели из-за финансовых обстоятельств. Но есть выход: информацию можно сделать доступной в пространстве библиотек и недоступной для коммерческого использования. Это вопрос технологий. Новое поколение выбирает Интернет, но с философской точки зрения Всемирная паутина — загадочная вещь, законы которойеще предстоит раскрыть. Мы до конца не знаем, как это пространство воздействует на нас. Хотя я, наверное, человек прошлого века — мне приятнее написать и отправить традиционное письмо, чем пользоваться электронной почтой.
Будущее библиотек мне видится в их модификации в культурные коммуникационные центры. Имею право так говорить, потому что в Библиотеке иностранной литературы такой опыт имеется: за последние 15 лет мы перешли в это качество. Важны и технологическое развитие, и электронные ресурсы, но ценность в том, чтобы библиотека была площадкой межкультурного, межнационального, межэтнического, межрелигиозного диалога. И все это — на фундаменте книги, в какой бы форме она ни существовала.
— Что в первую очередь необходимо российским библиотекам?
— Рецепты российских преобразований просты — не принимать нелепые законы, консультироваться с библиотечными работниками. Необходимо, чтобы было решительно увеличено финансирование библиотек на комплектование, новые технологии. Надо, чтобы обязательно выделялись деньги на ремонт зданий. И нужна политическая воля, понимание важности библиотек. Когда В.В. Путин сказал, что самое главное — библиотеки, только ленивый не повторил эти слова. Однако от этих слов должна идти практическая программа. Пока в России нет системной государственной библиотечной программы, которая действительно обеспечит динамичное развитие, голос библиотек звучит слабо.
Сами библиотеки — не коммерческий институт. Нельзя много заработать на ксерокопиях книг и подобной работе. Для развития нужны нормальные финансовые средства. Надеюсь также, что история сделает круг и на новом уровне подойдет к тому, что было в XIX — начале XX в.: должны появиться меценаты, благотворители, так сказать, в большем масштабе. Они вместе с государством смогут помочь библиотекам и построить, как в XIX в., новые библиотеки. Такие благотворители, новые Соросы, в России уже имеются — В.О. Потанин, М.Д. Прохоров и другие, эти люди повернуты в сторону молодежных проектов. Наша библиотека помимо государственных средств финансируется за счет соглашений с международными культурными центрами и т.д.

Окончание интервью - читать.