Наука с детского сада



Исследования показали, что у детей уже в дошкольном возрасте формируется негативное отношение к науке, что может впоследствии отрицательно сказаться на уровне их образования. Когда исследователи опросили малышей из обычных детских садов, обнаружилось, что только треть детей имеют хоть какие-то естественнонаучные представления, полученные как в процессе обучения, так и из других источников. Многие говорили о том, что наука — это для старших детей и для взрослых, а они еще слишком малы. Попросите группу пятилеток описать ученого — и вы получите многократно повторяющуюся картину лаборатории, заполненной одетыми в белое людьми.
Эти данные не позволяют делать выводы о качестве образования в США, но естественнонаучные предметы долго были бедными родственниками чтения и счета. В одном из докладов говорится, что даже в начальной школе преподавание этих предметов происходит «бессистемно и нерегулярно, без использования методов, способствующих развитию научного мышления у детей».
Конечно, педагоги поставлены в сложную ситуацию, когда необходимо совершать выбор между многими предметами, поскольку времени отведено мало. Если нужно сделать акцент на естественные науки, от чего-то придется отказаться.
Возможно, жертв не понадобится. Специалисты в области психологии образования из Института Пердью разработали новый подход к преподаванию в детском саду основ научного знания, объединив их с развитием речи, письмом и чтением. Это позволит не только расширить активный и пассивный словарь детей, но и закрепить новые знания, создавая ситуации, когда навыки письма становятся практически необходимыми. Дети старшего дошкольного возраста смогут прикоснуться к волшебной силе слов, открыть то, с чем они раньше не сталкивались, добираясь до скрытого смысла сложных слов типа «инъекция». И пускай малыши не всегда могут написать его правильно.
Новый подход Института Пердью — программа «Научная грамотность» (Scientific Literacy) — позволит познакомить детей с идеей, что наука — это способ познания мира, и возможности ее огромны. Для проведения занятий не требуется ни дорогого оборудования, ни самых свежихмультфильмов или компьютерных игр. Достаточно правильно подобранной научной литературы, которую взрослые часто ошибочно считают слишком скучной или сложной для детей, простейших естественнонаучных опытов, таких как растворение солей, и ведения собственных научных журналов наблюдений.
Исследователи выяснили, что ученики, принимавшие участие в проекте, значительно опередили в развитии тех, кто занимался по традиционным программам. Дети старших групп быстро овладевали навыками формулировать вопросы, проводить наблюдения и ставить эксперименты, делать выводы и делиться своими наблюдениями — и получали при этом огромное удовольствие. Программа дала хорошие результаты среди детей, принадлежавших к различным этническим и социальным группам, а кроме того помогла преодолеть гендерные различия. Группа исследователей из Иллинойсского университета в Чикаго работает над схожим проектом — Объединенным положением о научной грамотности (www.uic.edu/educ/ISLE/) — для школьников 1–3 классов.
Национальный исследовательский совет длительное время делал упор на «научное информирование», его национальные стандарты научного образования дают представление о естественнонаучных предметах как о процессе исследования и усвоения некоторых фундаментальных понятий в отличие от более традиционного, основанного на широком, но поверхностном знании подхода. Однако здесь многое зависит от того, как сами преподаватели понимают, что такое основанные на исследованиях уроки. Необходимо обучать учителя тому, как преподавать естественнонаучные дисциплины. Курсов повышения квалификации будет недостаточно, так же как молодым выпускникам вузов не хватает краткого курса педагогики.
Дети — естествоиспытатели по своей природе: мало того, что они любознательны и энергичны, у них есть экспериментаторский инстинкт. Цель естественнонаучного образования на самых ранних уровнях должна состоять в том, чтобы поощрять и совершенствовать врожденную любовь ребенка к исследованию окружающего мира и помочь ей перерасти в истинную научную грамотность.