«Пятница, 13»



Шон Каннингем «Пятница, 13» (1980)
Группа подростков приезжает в покинутый лагерь «Хрустальное озеро», чтобы возобновить его работу и провести там лето, работая вожатыми. С наступлением ночи персонажи друг за другом становятся жертвами загадочных убийств, которые совершает приятная на внешность миссис Вургиз. Она стремится отомстить за то, что двадцать лет тому назад по недосмотру вожатых утонул ее сын Джейсон. Девушка Элис, последняя из компании, убивает ее. Джейсон появляется на короткое мгновение в финале как монструозный труп мальчика, который, оживая, выныривает из воды.

Стив Майнер «Пятница, 13» (1981, 1982)
Вторая часть визуально и сюжетно почти полностью повторяет первую. Но именно здесь Джейсон Вургиз в первый раз появляется как полноценный и главный персонаж. Еще без своего ключевого атрибута - хоккейной маски. Ее Джейсон добывает только в конце третьей части, до этого он появлялся с мешком на голове. Маску же получает как трофей от одной из своих жертв - озорника Шелли, пытающегося в течение всего фильма привлечь к себе внимание, пугая своих друзей, в частности и с помощью элемента спортивной амуниции.

Маркус Ниспел «Пятница, 13» (2009)
В этой ленте режиссер обещает вернуться к истокам истории о Джейсоне Вургизе. Поскольку аудитория, на которую рассчитан новый фильм, вряд ли видела старые картины, к которым он апеллирует, Ниспел стремится заново воспроизвести мифологию и основные моменты первоисточников. Также он воспользовался ключевыми, на его взгляд, но забытыми находками из первых четырех частей. В частности, частично использовал культовый саундтрек авторства Гарри Манфредини. События фильма разгораются в наше время.

Альфред Хичкок «Психо» (1960)
Между фанатов жанра бытует мнение, что первый слэшер - «Психо» Альфреда Хичкока. В действительности же режиссер возглавил новое направление ретроспективно. Именно этим фильмом в значительной мере вдохновлялись творцы классических образцов жанра. Прежде всего, из «Психо» был заимствован главный персонаж - маньяк, расправляющийся со своими жертвами с помощью подручных средств. В этом случае фигурирует кухонный нож. В дальнейшем же приметным признаком слэшеров стало использование в качестве орудия убийства любых острых предметов.

Вес Крейвен «Кошмар на улице вязов» (1984)
Автор обязан своим успехом, прежде всего «Хелоуину» Джона Карпентера, который послужил для этого фильма основным источником вдохновения. Однако, оперируя характерной для слэшера тематикой (жизнь подростков, которым угрожает опасность, преждевременно оборвется) и, используя присущий этому жанру антураж (типичный американский городок), Крейвен переносит действие в сферу снов. Вовлечение в основную структуру слэшера сверхъестественного измерения полностью оправдало использование в этом жанре компьютерных спецэффектов.

Вес Крейвен «Крик» (1996)
Эффективно используя разработанные предыдущими слэшерами приемы, режиссер в то же время сохраняет к ним ироническую дистанцию. Лента подчеркнуто цитатная. В ней сыграны чуть ли не все присущие слэшерам 1970- 1980-х годов шаблоны, комментируемые самими персонажами фильма. Но от клише автор фильма все же не отказался, что дало ему возможность вывести жанр, который, казалось бы, уже безнадежно исчерпал себя, на качественно новый уровень и таким способом продлить его экранное существование.

Квентин Тарантино «Доказательство смерти» (2007)
Выбрав для своего последнего фильма слэшер, Квентин Тарантино сделал вид, будто придерживается канона почти во всем. В ленте встречаем компанию тинэйджеров, пьющих пиво, курящих марихуану и разговаривающих о сексе. И охотника-маньяка, охотящегося на подростков. Лучшим образцам жанра отвечает и операторская работа. Хитрость в том, что орудием убийства режиссер выбрал автомобиль. Как следствие - вместо слэшера получился экшн. Но Тарантино в этом не сознается.