Дьявола тошнит от IT-шников
«Трудно поверить, что такое случилось», - утверждает один из героев
картины в самом ее начале, когда еще ровным счетом ничего не произошло.
Впрочем, зрителю подобные заявления приходится выслушивать регулярно,
приучены уже. По всем тактико-техническим характеристикам картину
Джейсона Коннери хорошо бы причислить к жанру зомби-муви, - в этом
случае повествование обрело бы хоть какой-то смысл. Но не стоит
поддаваться соблазну. Нет, нельзя так поступать с жанром зомби-муви.
Незачем приписывать на его жилплощадь таких далеких и глупых
родственников, и без того тесно. Лучше рассмотрим этот скорбный образец
научно-фантастического мракобесия в отдельной пробирке.
«Гробница
дьявола» - это режиссерский дебют не шибко известного актера,
воспылавшего внезапной любовью к ужасам. Для реализации своих грязных
планов (да, множество планов в этом фильме - исключительно грязны)
Джейсон привлек приличные деньги (10 млн. долларов на такое выделяют
нечасто), хорошего актера Кьюбу Гудинга младшего и
легендарно-культового музыканта Генри Роллинза, чья второстепенная роль
отца Фултона наверняка заинтересует только фанатов группы «Rollins
Band». Все же суровому Генри очень идет католический воротничок, не зря
он предпринимал подобный маскарад в одном из самых известных своих
видеоклипов. Намного меньше экранному отцу Фултону идет татуировка на
затылке. Впрочем, подобную странность можно списать на дьявольские
козни, которых в фильме предостаточно.
Коннери попытался рассказать
историю, которую стоит подбросить Дэну Брауну для расшифровки
очередного кода. Наука, Ватикан и солдафоны объединяют свои усилия,
чтобы хорошенько исследовать самого прародителя зла. Благо представился
удобный случай - в сердце какой-то унылой пустыни обнаружили его
подземное убежище, где дьявол то ли устроился отдохнуть, набраться сил
для новых злодеяний, то ли был заточен высшими силами. Делегация
священников и светил науки, вооружившись до зубов компьютерами,
баночками для анализов и видеокамерами, ушла под землю - да и сгинула.
По прошествии какого-то времени (собственно, с этого момента и
начинается фильм) доблестный отряд головорезов под предводительством
Кьюба отправляется в «гробницу дьявола», чтобы разобраться, кто там
кого съел и почему, самое главное, обо все этом не доложили по рации.
С
чем же сталкиваются отважные ребята? Конечно же, с уродами-мутантами,
которые совсем недавно были лучшими умами и т.д. Теперь же большинство
из них - какие-то ходячие фурункулы, изрыгающие потоки рвоты и фразы о
том, что дьявол реально крут. В относительно здравом уме остался один
только Генри Роллинз. Впрочем, это мне, давнему поклоннику «Rollins
Band», понятно, что с Генри ничего не случилось. Остальные же зрители
вряд ли будут со мной согласны.
Итак, первый же гниющий зомби,
облаченный в монашеские одеяния, обозначает фронт работ и очаги
опасности. Командир подразделения, быстренько осмотревшись, высказывает
первую и последнюю дельную мысль в фильме: «Когда люди не умирают от
пуль, мне чертовски трудно выполнять свою работу». К счастью для
публики, он быстро забывает об этом, да и остальным не позволяет
проявлять слабость и склонность к дезертирству.
Преодоление
трудностей в убийстве людей, которые не погибают от пуль, - вот что
является основным наполнителем экранного времени. Диалогов немного, и
все они большей частью утилитарного свойства: как открыть дверь, куда
бежать, в кого стрелять. В группе боевиков особо отличается
болтливостью IT-специалист Клик, субтильный очкарик с ноут-буком,
который постоянно куда-то подключается, взламывает пароли, шифры и
прочие научные тайны. Но его проворность и сообразительность не
остается безнаказанной. Именно на физиономию Клика почти в каждом
эпизоде вываливается какое-то кровавое дерьмо. И безудержная рвота
обитателей дьявольского подвала, и мозги боевей подруги - все летит ему
в лицо, бедный Клик едва успевает протирать свои очки.
Время идет,
бойцов становится меньше, а полку их оппонентов, соответственно,
прибывает. Все указывает на печальный исход, и Коннери повинуется этому
вечному зову.
Впрочем, прежде чем высадить в воздух этот гнусный
лабиринт, режиссер не забывает показать нам то, ради чего были
израсходованы все нервы, патроны, носовые платки и средства
биохимической защиты, то есть - заключенного в глыбу льда дьявола,
сильно похожего на инопланетное существо. Намек Конненри уловить
несложно: после взрыва он наверняка оттает, и все начнется по новой,
только уже на поверхности, под аккомпанемент ангельских труб, в
привычных декорациях Армагеддона. Стоит ли ждать? Нет, конечно, но
придется.