Дьявола тошнит от IT-шников



«Трудно поверить, что такое случилось», - утверждает один из героев картины в самом ее начале, когда еще ровным счетом ничего не произошло. Впрочем, зрителю подобные заявления приходится выслушивать регулярно, приучены уже. По всем тактико-техническим характеристикам картину Джейсона Коннери хорошо бы причислить к жанру зомби-муви, - в этом случае повествование обрело бы хоть какой-то смысл. Но не стоит поддаваться соблазну. Нет, нельзя так поступать с жанром зомби-муви. Незачем приписывать на его жилплощадь таких далеких и глупых родственников, и без того тесно. Лучше рассмотрим этот скорбный образец научно-фантастического мракобесия в отдельной пробирке.
«Гробница дьявола» - это режиссерский дебют не шибко известного актера, воспылавшего внезапной любовью к ужасам. Для реализации своих грязных планов (да, множество планов в этом фильме - исключительно грязны) Джейсон привлек приличные деньги (10 млн. долларов на такое выделяют нечасто), хорошего актера Кьюбу Гудинга младшего и легендарно-культового музыканта Генри Роллинза, чья второстепенная роль отца Фултона наверняка заинтересует только фанатов группы «Rollins Band». Все же суровому Генри очень идет католический воротничок, не зря он предпринимал подобный маскарад в одном из самых известных своих видеоклипов. Намного меньше экранному отцу Фултону идет татуировка на затылке. Впрочем, подобную странность можно списать на дьявольские козни, которых в фильме предостаточно.
Коннери попытался рассказать историю, которую стоит подбросить Дэну Брауну для расшифровки очередного кода. Наука, Ватикан и солдафоны объединяют свои усилия, чтобы хорошенько исследовать самого прародителя зла. Благо представился удобный случай - в сердце какой-то унылой пустыни обнаружили его подземное убежище, где дьявол то ли устроился отдохнуть, набраться сил для новых злодеяний, то ли был заточен высшими силами. Делегация священников и светил науки, вооружившись до зубов компьютерами, баночками для анализов и видеокамерами, ушла под землю - да и сгинула. По прошествии какого-то времени (собственно, с этого момента и начинается фильм) доблестный отряд головорезов под предводительством Кьюба отправляется в «гробницу дьявола», чтобы разобраться, кто там кого съел и почему, самое главное, обо все этом не доложили по рации.
С чем же сталкиваются отважные ребята? Конечно же, с уродами-мутантами, которые совсем недавно были лучшими умами и т.д. Теперь же большинство из них - какие-то ходячие фурункулы, изрыгающие потоки рвоты и фразы о том, что дьявол реально крут. В относительно здравом уме остался один только Генри Роллинз. Впрочем, это мне, давнему поклоннику «Rollins Band», понятно, что с Генри ничего не случилось. Остальные же зрители вряд ли будут со мной согласны.
Итак, первый же гниющий зомби, облаченный в монашеские одеяния, обозначает фронт работ и очаги опасности. Командир подразделения, быстренько осмотревшись, высказывает первую и последнюю дельную мысль в фильме: «Когда люди не умирают от пуль, мне чертовски трудно выполнять свою работу». К счастью для публики, он быстро забывает об этом, да и остальным не позволяет проявлять слабость и склонность к дезертирству.
Преодоление трудностей в убийстве людей, которые не погибают от пуль, - вот что является основным наполнителем экранного времени. Диалогов немного, и все они большей частью утилитарного свойства: как открыть дверь, куда бежать, в кого стрелять. В группе боевиков особо отличается болтливостью IT-специалист Клик, субтильный очкарик с ноут-буком, который постоянно куда-то подключается, взламывает пароли, шифры и прочие научные тайны. Но его проворность и сообразительность не остается безнаказанной. Именно на физиономию Клика почти в каждом эпизоде вываливается какое-то кровавое дерьмо. И безудержная рвота обитателей дьявольского подвала, и мозги боевей подруги - все летит ему в лицо, бедный Клик едва успевает протирать свои очки.
Время идет, бойцов становится меньше, а полку их оппонентов, соответственно, прибывает. Все указывает на печальный исход, и Коннери повинуется этому вечному зову.
Впрочем, прежде чем высадить в воздух этот гнусный лабиринт, режиссер не забывает показать нам то, ради чего были израсходованы все нервы, патроны, носовые платки и средства биохимической защиты, то есть - заключенного в глыбу льда дьявола, сильно похожего на инопланетное существо. Намек Конненри уловить несложно: после взрыва он наверняка оттает, и все начнется по новой, только уже на поверхности, под аккомпанемент ангельских труб, в привычных декорациях Армагеддона. Стоит ли ждать? Нет, конечно, но придется.