«Че»



Стивен Содерберг, ставший в 1989 году самым молодым обладателем «Золотой Пальмы» в Каннах за фильм «Секс, ложь и видео», в 2008-м привез на этот фестиваль и свою последнюю работу - дилогию о жизни известного латиноамериканского революционера Эрнесто Гевари «Че».
Свой фильм Содерберг показал одним четырехчасовым куском, считая, что деление картины на части вредит творческому замыслу. Даже после такого длительного кинопросмотра критики восприняли картину положительно. Но как оказалось впоследствии, обычные зрители не разделяли этот энтузиазм - слишком необычной оказалась для них эта лента.
И дело даже не в длинном хронометраже («Аргентинец» и «Герилья» длятся по 2 часа), а в холодной отстраненности, с которой Содерберг изображает жизнь и борьбу известного герильеро. Фильм демонстрирует нам разные эпизоды из жизни Эрнесто Гевари. Мы видим аргентинскую юность Гевари, его борьбу в лесах Кубы, речь в ООН после победы кубинской революции и интервью, которое он дает американской журналистке во время пребывания в США.
Содерберг избегает обычных киносредств, помогающих зрителю отождествиться с героем, испытать сострадание к нему. Его Че не страдает, не сомневается, почти не чувствует боли, не влюбляется и никому не сочувствует. Он - чистая функция провозглашаемых партизанами лозунгов. В конечном итоге, «Че» оказывается фильмом не о человеке, а как раз о революционных призывах к свободе, равенству, братству и борьбе с империализмом.
Просматривая фильм, нетрудно заметить, как концептуально Содерберг использует монтаж, съемку статической или же подвижной камерой, чередует эпизоды герильи, снятые в цвете с черно-белыми сценами в США, полностью отказываясь от музыкального сопровождения. Множество технических приемов выхолащивают само содержание картины, и она начинает смахивать на греческую статую - холодную, статическую, не способную перевести взгляда из-за своих каменных глаз.
Сам Эрнесто Гевара, через 40 лет после своей смерти, до сих пор остается мифологической, эмоционально насыщенной, фигурой. Боливийцы и кубинцы считают его новым Христом, марксисты и радикалы воспринимают как пример для наследования, а для подростков всего мира он стал неотъемлемой частью массовой культуры.
Че был не только революционером, но и врачом, и интеллектуалом, который знал Маркса лучше Фиделя Кастро и был образованнее большинства лидеров кубинской революции. Герильеро отмечался образцовой честностью и принципиальностью, он боролся с империализмом США и остерегался социализма советского образца.
Отстраненный взгляд Содерберга на Гевару не может удовлетворить ни современных революционеров, для которых дело Че живет и поныне, ни любителей скандалов и мелодрам, которые не найдут здесь привычную любовную линию. Мы увидим лишь джунгли, бои и разговоры о необходимости революции и призывы к борьбе с США. В итоге, тем, для кого Че не является образцом, или же объектом ненависти, фильм Содерберга может принести незаурядное удовольствие холодной взвешенностью режиссуры, замечательной актерской игрой Бенисио дель Торо (Эрнесто Гевара) и Демиана Бичира (Фидель Кастро), а также отсутствием навязчивого деления персонажей, на откровенных мерзавцев и безгрешных святош. Святоша в фильме только один - Че Гевара. Оценка фильма 4,5 из 5.