Из семейной жизни птиц (1 часть)



Чужая птица издали
простонет  перелетным горем.
Умеют хором журавли.
Но лебедь не умеет хором.
А. Вознесенский

Распустив крылья и вздернув хвост, черногрудый воробей азартно прыгает вокруг самки, беспрестанно чирикая. Самка отвергает столь назойливое ухаживание, демонстративно отгоняя самца, однако далеко не улетает. Вокруг этой парочки, возбужденно голося, прыгают несколько сородичей-наблюдателей. Типичная сценка, привычная для горожанина. Проходя однажды мимо такой свадьбы, я подумал: а как у них обстоит дело с супружеской верностью? есть ли у них разводы? Я орнитолог, и мне неоднократно приходилось видеть брачное поведение у разных видов птиц, но вопрос о птичьих разводах как-то раньше не возникал в моей практике. Обратившись к коллегам, я не получил ответа. Оказалось, что эта сторона жизни птиц не известна даже орнитологам, если они не специалисты по бракам пернатых. Единственное, о чем говорили все в один голос и о чем, видимо, мы знаем с детства, из популярной литературы,— это безоговорочная супружеская верность лебедей и журавлей, доходящая чуть ли не до самоубийства или хотя бы обета безбрачия в случае гибели супруга.
Пришлось обратиться к специальной литературе. Как и следовало ожидать, в многочисленных статьях, разбросанных по разного рода зоологическим и орнитологическим журналам всего мира, нашлись сведения и об интимных отношениях птиц. Выяснилось, что прежде чем говорить об их браках и разводах, нужно знать, когда наступает у интересующего вас вида совершеннолетие. А для этого, в свою очередь, надо иметь информацию о продолжительности жизни представителей этого вида. Короче говоря, заинтересовавший меня вопрос о разводах оказался частью целого раздела орнитологии — демографии птиц. Как и в любой науке, здесь есть свои специальные проблемы. И основные из них связаны с трудностями добывания достоверного знания. Единственный способ его получить — индивидуально метить, кольцевать птиц. Кольцевание — метод удобный, но трудоемкий. И притом слово «трудоемкий» — в данном случае слишком мягкое определение. Ведь для того чтобы получить какие-либо результаты от кольцевания, птица должна побывать в руках человека минимум дважды. Эффективность кольцевания ничтожна: из каждых 100 окольцованных птиц находят или ловят впоследствии в среднем не больше трех, а у мелких певчих птиц — не более одной. Только постоянная, из года в год, и рутинная работа орнитологов по отлову и кольцеванию дала те результаты, которые легли в основу современной демографии птиц. Как сказал однажды всемирно известный этолог Конрад Лоренц, без любви к изучаемому животному ни один даже самый терпеливый наблюдатель не выдержит срока, необходимого для того, чтобы его наблюдения обрели научную ценность. Правда, большинство орнитологов — энтузиасты, определившие свое призвание с детства.
Итак, сначала о том, когда чтицы достигают совершеннолетия. Чем крупнее вид, тем дольше длится детство и отрочество его представителей. Если мелкие певчие птицы, такие, как дрозды, синицы, трясогузки, славки, ласточки, обзаводятся детьми уже на следующее лето после своего рождения, то другие в течение нескольких лет могут вести холостой образ жизни. Многие утки, кулики, вороны, стрижи, попугаи, хищные птицы, чайки начинают размножаться лишь в возрасте двух-трех лет. У белых аистов самые молодые супруги — трехлетки, а обычно пары образуются из четырехлетних и пятилетних птиц. Рекорд в этом отношении держат самые крупные хищники и птицы океанов. Так, кондоры впервые гнездятся лишь на одиннадцатый год жизни. Королевский альбатрос, птица с размахом крыльев до четырех метров, в течение восьми лет путешествует по необъятным просторам океанов  и  лишь  на  девятый  год жизни решается вступить в брак и произвести на свет своего всегда единственного птенца.
Естественно, что срок наступления взрослости связан с продолжительностью жизни. Сравним, например, двух совершенно разных птиц, как по размерам, так и по образу жизни: полевого воробья и серого буревестника. Полевой воробей гнездится впервые в возрасте десяти-одиннадцати месяцев, имеет две или три кладки за одно лето с пятью яйцами в каждой кладке. Средняя продолжительность жизни воробьев — чуть больше одного года, а максимальная — десять лет. Серый буревестник впервые размножается в возрасте шести-семи лет, откладывает, как и королевский альбатрос, всегда только одно яйцо. Средняя продолжительность жизни буревестника тринадцать лет, а максимальная — более тридцати.
Самки, как правило, созревают раньше самцов и в более раннем возрасте приступают к размножению. Замечено, что в супружеских парах, например обыкновенных скворцов, самцы обычно старше самок. Вообще же о различиях в возрасте супругов у птиц данных пока еще очень мало. Очевидно, у мелких певчих птиц, у которых продолжительность жизни невелика, многие пары составляются из равновозрастных птиц, примерно годовалых. Однако и у них намечаются различные тенденции. У больших синиц и у мухоловок-пеструшек (это виды, пожалуй, наиболее изученные среди певчих птиц Европы) возраст самцов в брачных парах в среднем выше возраста самок. Лишь в очень редких случаях «жены» оказываются у них старше, чем «мужья».
Существуют, следовательно, какие-то выгоды у такого брака, когда в паре самец старше, то есть опытнее и активнее. Проводились специальные опыты, в которых наблюдали за выбором брачного партнера у сизых голубей. Голубей разделили на опытных, уже размножавшихся, и неопытных, притом еще их поделили по возрастам. Представителей этих групп соединили   потом   в   разных   комбинациях, и выяснилось, что и самки, и самцы предпочли, как правило, партнеров старше себя. Но не самых старых.
Какие же формы брака есть у птиц? Наиболее широко распространена у них моногамия. Притом брак заключается либо на весь период гнездования, либо на часть его, либо на много лет. Например, у многих уток пары образуются уже на зимовках или на пути к гнездовьям, но совместная жизнь продолжается только до первых снесенных яиц, после чего самцы исчезают, и самки в одиночку насиживают яйца и выводят птенцов. Не следует, однако, думать, что функция селезней столь мизерная. Совсем недавно было выяснено, что селезень обеспечивает своей супруге возможность спокойно откормиться перед самым ответственным моментом в жизни — перед кладкой яиц. Защита кормящейся самки от всех опасностей, когда в результате она тратит время только на поиски пищи, а не на пугливое оглядывание, вот в чем смысл утиной семьи.
У большинства певчих птиц пары образуются после прилета к гнездовьям и не распадаются до вылета птенцов из гнезд, а иногда сохраняются и надолго.
Полигамия, или многобрачие, проявляется у птиц в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (многомужество). Так называемая одновременная полигиния всем хорошо известна: это такой тип брачных отношений, как у домашних кур,— один самец владеет гаремом из многих самок. Последовательная полигиния — более скрытая форма многобрачия: самец образует пару со следующей самкой после того, как предыдущая приступит к насиживанию яиц. Иногда он участвует и в выкармливании птенцов своей первой жены, иногда же заводит и третью подругу, и тогда   уже   ему  не   хватает   времени на заботу обо всех своих детях. Такая форма супружеских связей оказалась не столь редкой, как считалось до сих пор. У многих, казалось бы, типично моногамных видов в последние годы были обнаружены отдельные случаи полигинии. Она возможна в таких условиях, когда самка в состоянии выкормить выводок одна, без помощи самца. А возможно это только при избытке пищи.

Окончание статьи - читать.