Лось — зверь домашний?



Стадо лосей? Этого не может быть!  Этого не должно быть!
Только случайно в глухой чащобе можно встретить лесного великана. Всегда настороженного, чутко прислушивающегося  к малейшему  шороху.
И все-таки стадо лосей есть, и даже не одно.
Еще в 1935 году профессор П. А. Мантейфель высказал : мысль: «Пора наконец исправить прежние ошибки и ввести лося в список новых сельскохозяйственных животных». Одомашнить лося — идея не новая. Это пытались сделать давно. В Швеции еще в прошлом веке лосей приучили ходить в упряжке, возить легкие санки. Но дальнейшие эксперименты по превращению лосей в транспортных животных были, запрещены... полицией.. Лосиная упряжка делала 20—25 миль в день, а хороший северный олень — не более половины этого расстояния. Вот власти и посчитали, что лоси будут чрезвычайно полезны преступникам для бегства от представителей закона.
В истории существует множество фактов, описывающих дружбу лося и человека, примеры воспитания и приручения маленьких лосят. Одной из достопримечательностей Канского уезда нынешнего Красноярского края в конце прошлого века была вдова охотника Павла — в течение нескольких лет она разъезжала по всей округе на лосе.
Но приручить — это еше не одомашнить. Звери, выступающие в цирке, всего лишь дрессированы. Дети льва, покорно прыгающего в обруч, несмотря на впечатляющий пример, сами прыгать не будут. Навыки отца им по наследству не передаются. Одомашнить — это путем селекционной работы, целенаправленного отбора создать стереотип животного с признаками, полезными человеку и передающимися по наследству. А стоит ли этим заниматься с лосями? Может быть, целесообразнее поддерживать их поголовье, подкармливать, но пусть остается диким.
Теперь время задать риторический вопрос: кто кому нужнее, лось человеку или человек лосю?
Что же может дать лось человеку? Во-первых, лось — обитатель леса и должен быть сохранен как вид, чтобы наши потомки в графе «Лось» не прочитали: «Был широко распространен... В настоящее время в диком виде не встречается». Кроме того, лось — это мясо, шкура, рога, копыта.
Лось — самый крупный представитель семейства оленей. У самцов длина тела доходит до трех метров, высота в холке — до 2,3 метра, а вес — до 570 килограммов. А о молоке надо говорить отдельно. Да и молоко ли это? Жирность — 12—14 процентов, похоже больше на сливки, густые, вкусные, настоенные на ароматах леса. И не только этим характерно лосиное молоко — оно даже летом может   храниться   при    комнатной температуре несколько дней. По составу оно близко к молоку антилопы-канны, которое используется при лечении язвенной болезни кишечника и желудка. Может быть, и лосиному молоку уготовано большое будущее в медицинских клиниках?
Итак, ответ на первый вопрос мы получили: человеку лось нужен. А ответ на второй вопрос краток. Лось исчезнет, если человек не поможет ему. Значит, заинтересованность здесь обоюдная.
Лось известен в Европе с древнейших времен. Еще Юлий Цезарь упоминал, что в Гер-цинском лесу есть «животные, подобные козам, но гораздо большей величины и без рогов». Считалось, что они не могут лечь, когда вздумают отдохнуть, и не могут встать, когда упадут. Причиной тому — ноги, не имеющие суставов. Поэтому во время сна они прислоняются к деревьям.
Но хитроумные римские охотники тут же использовали эту привычку зверя в своих целях: чтобы изловить зверя, нужно подкопать или подрубить дерево,— только зверь к нему прислонится, дерево и повалится. Допустим, что так и протекала охота на лося на территории Священной Римской империи. Но следует добавить, что добыть лося в далекие времена считалось занятием, достойным великих мужей. Зигфрид, король Нибелунгов, успешно охотился на гигантского оленя, тура, зубра и лося. А кого из этих животных мы можем найти в европейских лесах сегодня? Гигантского оленя? Увы, только реконструкцию по отдельным сохранившимся костям. Европейского зубра? Увы, только американского его родственника. Европейского тура? Увы, в XVIII веке прозвучал выстрел, завершивший существование этого царственного животного. Лось? Да, последний из великих. Но уже Брем в своем всеобъемлющем труде сведения о лосе поместил в раздел «Исчезающие животные», имея на то веские основания. В Саксонии последний экземпляр был убит в 1746 году, в Силезии — в 1776. И это тем более прискорбные факты, что как раз германские императоры очень заботились о поголовье лосей. Еще в 943 году (!) Оттон I издал первый закон, регулировавший охоту на лося. Новые законы издавались и Генрихом II (1006 год), и Конрадом II (1025 год), но лосей становилось все меньше.
А как обстояли дела в России? «Еще во времена Грозного, во время его похода на Казань, в пределах нынешней Владимирской губернии лосей было так много, что они «са-мозванни на заклан е прихож-даху» (слова Царственной книги), ...около того же времени из   России   шкуры   лосей   вывозились тысячами и самые большие лоси встречались под Ростовом Ярославским». Экипировка войска стоила жизни множеству лосей: лосины — действительно из лосиных шкур. В 1892 году по новым законам охота на лосей в России резко сокращалась.
А с первых лет создания республики Советов поголовье лосей в стране находится под постоянным контролем государства. Сейчас насчитывается более 800 тысяч животных.
В нашей стране проблемой одомашнивания лося занимаются во многих заповедниках: в Печоро-Илычском, Бузулукском Бору, Серпуховском...
...Небольшая, затерявшаяся в глуши костромских лесов деревушка Сумарокове Здесь— лосеферма Костромской сельскохозяйственной опытной станции, где создана первая лаборатория лосеводства.

Было отловлено в лесу несколько диких лосят, а взрослых завезли из Печоро-Илыч-ского заповедника.
Начинается одомашнивание с приручения. Для лося человек — опасность. Он даже может не знать, какая опасность, но инстинкт ему подсказывает — бежать. Вы помните, какой ужас внушал маленькому Бемби и его сородичам «ОН» — человек? Вот поэтому-то родившихся от домашних лосих малышей после того, как их покормит мать и они получат жизненно важную порцию молозива, тотчас же отделяют от лосихи и переводят в группу выращивания.
Теперь для маленьких лосят «матерью» становится человек, который их кормит, ухаживает за ними, у него малыши ищут ласки и защиты. Лосенок надолго запоминает человека, который заботится о нем, у лосят возникает просто собачья привязанность к воспитателю, и они переносят ее потом на всех людей. Так решается начальная задача приручения — преодоление страха перед человеком. И каждый раз изумление вызывает картина: человек первый раз покормил лосенка из бутылочки и пошел, чтобы заняться другими делами, но лосенок на своих не окрепших еще ножках делает шаг, другой... и идет за человеком, который для него теперь — самое близкое существо.
В десять дней лосят переводят в «детский сад»: каждый получает свою индивидуальную поилку, бутылочка с молоком уже не в руках воспитателя, а укреплена в специальном станке. И задание сложнее приходится выполнять — по звуку горна (идет одновременное приучение к звуковому сигналу) лосята бегут к поилкам. Они знают, что здесь их ждет порция подогретого вкусного лосиного молока. А позднее к нему добавится и зелень. Вот так размеренно идет жизнь на ферме.
Неподдельное изумление охватило нас, когда мы впервые увидели стадо лосей. Больше всего нас удивило собственно появление не лосей, а стада лосей. Потому что стадо — результат одомашнивания. Нельзя лосей все время держать в ограде. В три месяца они уже вполне самостоятельны и могут жить в лесу одни, без присмотра. Насильно отрывать их от леса нельзя. Приручение и дальнейшее развитие животных может идти только в условиях, близких к естественным. Лосята, выросшие вместе, и в лесу держатся группой. Но прежде чем выпустить их на волю, каждому дается своеобразный документ — на шею вешают колокольчик. Это для всех предупреждение — домашний лось. Под мелодичный звон колокольчиков лосята уходят в лес, но они вернутся, вернутся по звуку горна, сзывающего их на ферму. Вернутся взрослые лосихи. Каждый год у них рождается на ферме по 2—3 теленка, а не по одному, как в природе. Лосихи придут и утром, и вечером, спокойно дождутся очереди у доильного аппарата и опять уйдут пастись в лес.
Несколько сложнее обстоит дело с быками. Лоси-рогачи с большим трудом привыкают к «дому». Их непрестанно одолевает желание путешествовать, «охота к перемене мест». Они могут и не послушать сигнала горна. Поэтому здесь кстати пришелся электрический пастух.
Работа по одомашниванию лося кропотлива и очень протяженна во времени. Не одно поколение лосей должно родиться и вырасти на ферме, пройти все стадии обучения, чтобы можно было сказать: у нас есть стадо домашних лосей. А это означает регулируемый выпас животных, 500 литров молока от каждой лосихи, панты — и все при жизни животных.
На костромской лесоферме сейчас 70 лосей. Каждый — объект всестороннего изучения. Зоотехники, биологи, физики, врачи — студенты многих учебных заведений проходят здесь практику.
...К опутанной проводами датчиков лосихе подводят лосенка. И немедленно перо самописца начинает вычерчивать кривую со многими крутыми пиками. Лосиха возбуждена появлением малыша. Как это отразится на функциях ее организма? Через какое время восстановится состояние покоя? Каждый ли раз лосенок будет вызывать такую реакцию? Каковы особенности поведения этих животных? Тысячи вопросов, на которые нужно получить ответы. Но и это — только начало, только первый шаг; следующий — племенная4 работа: только самые послушные, самые продуктивные дадут начало будущим стадам. Может быть, пройдет немного лет, и в учебниках в перечисление домашних животных будет добавлено: «лось».
В нашей стране огромные угодья не могут быть использованы под культурное земледелие и разведение традиционных домашних животных, поэтому перед лосеводством открываются огромные перспективы. Именно лось с его неприхотливостью к корму, с его способностью круглый год питаться древесной, кустарниковой и кустарничковой растительностью может быть использован для интенсивного освоения больших пространств.
Итак, вы можете увидеть лосей, свободно разгуливающих по деревенской улице, бегущих навстречу людям, как звери, совершая утреннюю прогулку, один за другим шествуют за человеком. Все это уже не плод воображения. Это можно наблюдать в маленькой костромской деревушке Сумарокове... Но на дороге, ведущей к ней, предупреждающий плакат: «Посторонним въезд запрещен». Здесь не место праздному любопытству — здесь идет большой и важный эксперимент.