Выхухоль, тушканчик, крот и другие …(2 часть)



Окончание. Начало статьи - читать.

Грызуны — наиболее многочисленный отряд нашей фауны, насчитывающий 132 вида, 12 из них — в Красной книге СССР. Прежде всего, мы видим в ней бобра, самого крупного нашего грызуна (вес его доходит до 30 килограммов). Бобровый мех и струя — секрет мускусных желез — с давних пор ценились очень дорого, а добыча зверя, особенно капканами, была не слишком хитрой. Хищнический промысел и вырубка лесов в поймах рек привели к тому, что к двадцатым годам на территории нашей страны уцелело всего несколько сотен зверей. В результате строгого запрета охоты и расселения зверей в места прежнего обитания бобры вновь размножились, но на Европейской части СССР. В Сибири же, где обитает азиатский подвид бобра, который и включен в Красную книгу, бобры сохранились до наших дней всего в двух местах: несколько сотен зверей на севере Урала, по рекам Конде и Сосьве, и несколько десятков — в верховьях Енисея в Саянах.
Сурок Мензбира — один из шести видов наших сурков, самый мелкий из них и имеющий самый маленький ареал. Это эндемик нашей страны, обитающий исключительно в горах Тянь-Шаня. Хотя охота на этого сурка запрещена, численность его продолжает падать как по вине браконьеров, так и из-за неумеренного выпаса скота в местах его обитания.
Интереснейшая группа тушканчиков представлена в Красной книге СССР четырьмя видами, три из которых относятся к группе карликовых тушканчиков. Это — одни из самых мелких млекопитающих мира, весящие около 10 граммов. Карликовый тушканчик Гептнера известен всего по двум экземплярам, добытым в 1962 году в Кызылкуме. Пятипалый карликовый тушканчик тоже недавно найден в Туве и Казахстане. Жирнохвостый карликовый тушканчик водится в песчаных пустынях Казахстана. Длина его тела — около пяти сантиметров, хвост же — вдвое больше и служит для зверька основным «депо» жировых запасов, необходимых на время долгой зимней спячки. Чем ближе к весне, тем тоньше хвост, но уже к июню у пробудившихся зверьков при благоприятных условиях он снова делается похожим на морковку. В Красной книге — и туркменский тушканчик, единственный у нас представитель рода африканских тушканчиков. Главную опасность для всех этих зверьков представляет нарастающее освоение пустынь человеком. Отары овец разрушают скудную пустынную растительность, оставляя после себя голые барханы. Сгорают в кострах стволы саксаула. По недавно еще непроходимым пескам движутся колонны мощных вездеходов, подминая под себя заросли пустынных растений и целые живые мирки со всеми их обитателями. Разрушение привычных местообитаний при распашке земель служит основной причиной исчезновения слепышей, исключительно своеобразных грызунов, приспособившихся к подземному образу жизни и совершенно слепых. В отличие от кротов, роющих передними лапами, слепыши копают землю широкими резцами. А чтобы земля не попадала в рот, он закрывается позади зубов, специальными складками прикрываются при работе и ноздри. В Красной книге СССР три вида слепышей нашей фауны из пяти: гигантский, живущий в пустынях Прикаспия, песчаный — эндемик Причерноморья, буковинский из горных степей Юго-Западной Украины и Закавказья.
Наконец, редчайшие грызуны нашей фауны: мышевидная соня, встречающаяся в Копет-Даге, закавказский и туркменский мышевидные хомячки и се леей ни я, найденная в 1938 году в пустынях Прибалхашья зоологом Селевиным. В отличие от других грызунов растительные корма селевиния поедает редко. Излюбленная ее добыча — саранча, которую она умеет подманивать, подражая ее треску.
Спасти от вымирания этих маленьких и для непосвященного глаза часто совсем незаметных существ и в самом деле сложнее иной раз, чем крупных животных — тех и в неволе разводят, и племенные книги ведут. Случается, и мелкие зверьки размножаются в клетке, но куда надежнее и проще уберечь их в родной стихии, в их степи, пустыне или в горах. Иной раз достаточно бывает небольшого участка земли, только бы оставить его в покое, и целый живой мирок со всеми его обитателями будет сохранен. Вот о таких неприкосновенных природных уголках непременно следует специально заботиться при освоении новых земель. Вовсе даже не обязательно каждый раз добиваться организации заповедника — с каждым годом это становится все более трудным делом, достаточно бывает учредить заказник (но не на словах, а на деле!) с запретом, к примеру, распашки земли или выпаса скота — и существование какого-нибудь там слепыша или карликового тушканчика будет обеспечено.
Но зачем? К чему? — предвижу я недоумение иных читателей. Исчезнет тот же слепыш, и бог с ним, одним вредителем меньше (так уж повелось, что к слову «грызун» сплошь и рядом, часто совершенно незаслуженно, прилепили ярлык «вредный»),
И — я снова хочу возвратиться к тому, на мой взгляд, едва ли не главному, этическому значению Красной книги, о котором речь шла в самом начале этого разговора. Нигде, ни на одной странице Красной книги не встретим мы подобных, давно навязших в ушах формулировок: «ценный промысловый вид» или «приносит пользу, истребляя вредных грызунов». «Вредный» ли, «полезный» — книга никого не судит. Это первый в истории человечества документ, признающий право на жизнь всех без исключения наших соседей по планете, «вплоть до низших форм проявления жизни». Единственный критерий, по которому тот или иной вид заслуживает занесения на ее страницы и, следовательно, заслуживает охраны,— реальная угроза исчезновения его с лица Земли.
В заключение мне хочется еще раз напомнить слова великого Альберта Швейцера, сказанные на заре нашего столетия: «Когда-то считалось глупостью думать, что цветные люди являются действительно людьми и что с ними следует обращаться, как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть-до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям потребовалось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет».
Красная книга — воплощение этой ответственности, наконец-то пробудившейся в человечестве в наше бурное и противоречивое время.