Предупредить об опасности



Как-то мы не привыкли к тому, чтобы волки лаяли. Воют — это да, исконно волчье дело. А лай — что-то обязательное для собак. Однако начиная с 1944 года появляются сообщения о том, что ученые кое-где слышали слабый, но настоящий волчий лай. Волки вроде бы лаяли в одних и тех же ситуациях: когда к выводку волчат приближался человек. Отсюда возникла гипотеза — этими звуками взрослые звери предупреждают щенят об опасности. Говорили, что, заслышав такой глухой и как бы фыркающий лай, щенки мгновенно разбегаются или, наоборот, затаиваются. Похоже, что волки пугают своих волчат человеком... И, по-видимому, не зря.
Интересно, что шакалы в аналогичных ситуациях уже не лают, а чихают... Но смысл их «чихания» тот же: они сигнализируют своим детенышам об опасности.
Проверить все эти противоречивые сведения взялись ученые МГУ А. Никольский   и   К._Х.   Фроммольт, а также сотрудник Центрально-Лесного заповедника Главного управления охраны природы и заповедного дела Госагропрома СССР В. Бологое.
Вооружившись звукозаписывающей аппаратурой, они выехали на встречу с волками в одно из лесничеств Калининской области. Вечером в лесу исследователи наконец обнаружили волчью семью: она держалась рассеянно в радиусе 500—700 метров. На имитацию «подвывки» со стороны людей волки отвечали дружным воем. Тогда один из участников похода в течение часа шесть раз подряд «провыл», имитируя голос матерого волка. На первые четыре «зова» волки откликались воем, подходя все ближе. Затем, не доходя 100—150 метров, они остановились, так как уже «все свои» были в сборе.
После пятого «подвывания» на разведку довольно близко к людям подбежали трое волчат. Они постояли, посмотрели минут пять, и исчезли... Тогда человек «завыл» в шестой раз. Теперь перед исследователями, на дистанции метров в 30, возникли волчица и волчонок. Увидев, что это «всего лишь люди», волчица издала серию коротких звуков, напоминающих глухой лай или фырканье. Щенок тут же удрал, а следом не спеша удалилась и волчица.
Звуки записали на магнитофон. Лабораторный анализ фонограммы показал, что фырканий было восемь, длились они в среднем 91 миллисекунду и следовали друг за другом через секундную паузу. Основные частоты этих звуков сосредоточены в диапазоне до одного килогерца. Таких звуков у волков, особенно в конкретной поведенческой ситуации «воспитания подрастающего поколения», никто еще не записывал. Причина тому — их «негромкий» характер.