Голос нежный



Когда вечернее солнце алым светом окрашивает низкие облака, у берегов прудов и речек можно услышать мелодичные трели различных бесхвостых земноводных - лягушек и жаб. Они сменяют дневную перекличку прямокрылых насекомых.
Особенно нежными и приятными голосами обладают квакши, хотя сила их звуков и достигает порой трех с половиной тысяч герц. Квакши совсем не оправдывают своего названия, потому что кваканье для них совсем не характерно. Издаваемые многими тропическими квакшами звуки удивительно своеобразны. Самая маленькая из квакш, карибская палевая, достигающая всего 1,5 сантиметра, но прыгающая зато на расстояние, превышающее длину собственного тела в 50 раз, производит звуки стучащего по фарфору металлического ножа. Менее изящный голосок у южноамериканской булавоногой квакши-кузнеца. Он напоминает удары молотка по медному подносу.
Еще более экстравагантна королевская квакша из Северной и Центральной Америки - ее пение скорее напоминает скрип дверей. А звуки она усиливает раздуваемыми воздухом кожными мешками - резонаторами, которые в три раза превышают размеры ее головы.
Звуковое общение необходимо бесхвостым земноводным в период размножения. По силе и частоте издаваемых звуков они находят и узнают брачных партнеров. А самцы некоторых амфибий, в том числе южноамериканских квакш-филломедуз, в процессе эволюции выработали даже звуковой приказ, заставляющий самок начинать метание икры.
Во время спаривания самцы прочно укрепляются на самках. Железистые квакши из Центральной Америки, например, используют для этого специальный липкий секрет, выделяемый кожными железами. Самцы филломедуз забираются на спину самки, и та покорно несет партнера на дерево, где они оба задними конечностями ухватывают и соединяют в трубку два соседних листа. В образовавшийся таким образом «кувшинчик»- они и откладывают липкие яйца.
Еще более чудное гнездо строит квакша-кузнец. Над поверхностью воды она возводит бортики бассейна из глины и ила. Две ночи подряд с перерывом на дневной отдых квакша старательно сглаживает брюхом края и дно бассейна, в теплом мелководье которого будет проходить развитие головастиков.
Самка выводковой квакши-гельди из Южной Америки предпочитает носить икринки на спинке до тех пор, пока не вылупится молодь. Так она надеется защитить будущее потомство от вредных воздействии окружающей среды - высыхания, посягательства хищников. Самки южноамериканских сумчатых квакш-гастротек нашли еще более надежный способ защиты потомства. Они не просто вынашивают его на себе, а помещают... в особый карман. Такой «кармашек» начинает формироваться у молодых гастротек на 17-й неделе развития в виде кожной складки на спине, а через 60 суток превращается в сумку. Чтобы головастики в ней не задохнулись, у выводковой бамбуковой квакши в кармане есть сосочки, основное назначение которых - выделять кислород во внутреннюю полость сумки. Выводковые камеры не всегда являются привилегией самок. Самцы некоторых австралийских квакш тоже могут быть заботливыми родителями. Они имеют выводковые карманы в паху.
Совсем по другому пути приспособлений пошла ядовитая бразильская жабовидная квакша. Свои икринки она прячет в дуплах деревьев, а чтобы они не высохли, герметизирует убежище, смазывая его смолой. После этого дно дупла наполняется стекающими по стволу каплями дождя, которые в древесину не впитываются. Проблема высыхания стоит и перед взрослыми квакшами. Они хоть и сухопутные жители, но связи с водой все же не потеряли. Не случайно квакш относят к классу животных, называемых земноводными. Для большинства из них даже небольшое высыхание может быть губительным, поэтому многие квакши прячутся от прямых солнечных лучей в тени или сидят на нижней стороне листьев. В этом им помогают своеобразные вакуумные присоски на кончиках пальцев. Принцип работы этих дисковидных образований такой же, как и у мыльницы в ванной. Любопытное решение проблемы сохранения воды нашли квакши-филломедузы. Некоторые из них выводят соли из организма не с водой, а в виде сухой мочевой кислоты, экономя таким образом воду.
Некоторые квакши, калифорнийская, например, вполне легко, правда, расстаются с избытком воды. Им и 35-процентная потеря веса из-за иссушения никакого вреда не приносит.
При повышении температуры и понижении влажности воздуха квакши приобретают более светлую окраску. Это тоже очень важная адаптация. Вообще расцветка этих земноводных на удивление разнообразна. Каких только рисунков не придумала природа для каждого вида! А специалисты насчитывают более 600 разновидностей квакш, принадлежащих к 37 родам этого семейства. Есть формы с яркой, броской окраской тела; есть и одетые в камуфляжные одежды. Квакша Гислера имеет бородавчатую кожу, что маскирует ее под лишайник на дереве. Другие виды похожи на подсыхающие листья, а третьи приспособились даже менять окраску в зависимости от цвета того места, на котором сидят: на стволе дерева они коричневые, на листе - зеленые.