Четыре взгляда на портрет



Не могу сказать, что мне часто приходится заниматься портретной съемкой как таковой. Не потому, что неинтересно: просто хорошо понимаю, что для того, чтобы претендовать хоть на какое-то место среди фотохудожников-портретистов, нужно посвятить этому практически всю жизнь.
Чаще всего я снимаю тех людей, с которыми путешествую. В любой поездке (особенно многодневной) человек становится более раскованным, перестает сдувать с себя пылинки, а во время съемки – не будет делать неестественно-напряженное лицо, раздумывая, хорошо ли лежит прическа. Он становится просто самим собой. Кстати, даже когда речь идет о модельной съемке – в продуманном заранее месте, с реквизитом и т.д. – я все равно предпочитаю предоставить человеку возможность заниматься своими делами (хотя, чтобы расшевелить его, полезно «для затравки» снять несколько заранее поставленных сюжетов), а сам – бегаю вокруг с фотоаппаратом, ловя нужный момент.
Неоднократно бывали случаи, когда продуманный до мелочей и поставленный кадр не представлял после съемки ровно никакого интереса – зато до или после постановки происходил какой-нибудь забавный момент, и вот здесь-то нужно было моментально реагировать, ловить нужное выражение лица, жесты…
Обычно одинаково тяжело сделать хороший портрет как человека, которого очень давно и хорошо знаешь, так и того, кого впервые видишь. Как правило, удачнее всего получаются портреты людей после не слишком продолжительного знакомства: с одной стороны, уже примерно представляешь, какое у человека лицо, мимика, в каких ракурсах лучше всего снимать, а с другой – возьмет он и выкинет что-нибудь такое, чего никак не ожидаешь. Не в смысле действия – а в смысле выражения лица и жестов.
Именно в этот момент и получаются самые интересные портреты.
Почти всегда стараюсь снимать людей без косметики. Более того, если модель ей регулярно пользуется – прошу смыть и не
пользоваться ей минимум за сутки до съемки, чтобы кожа снова стала естественной.
На мой взгляд, «подкрашивание» имеет смысл лишь в студии, где грамотной постановкой света можно добиться нужного
результата. На природе же все это будет придавать коже неестественный цвет, бликовать, а то и вовсе осыпаться хлопьями.
Несколько веснушек смотрятся куда лучше, чем выбеленное до состояния манекена лицо. Когда пытаются убедить в обратном («Я покрашусь так, что не будет заметно. И вообще – я с косметикой лучше выгляжу»), отвечаю: «Да, лучше. В театре. Или в ресторане. Или на улице города. Но не среди природы».
Техники для портретной съемки я использую немного. Обычно обхожусь одним светосильным 50-мм объективом: удобное фокусное расстояние, можно красиво размыть фон, а также снимать с рук без использования вспышки даже в сложных условиях.
При съемке в пасмурный день выручает небольшая вспышка со светосинхронизатором (но только не вспышка, надетая на
камеру). Правда, в этом случае нужен ассистент, который будет бегать вокруг модели вместе со вспышкой. Штатив не использую практически никогда. Он применим только в одном случае: если кадр строится заранее, а модель сидит на стуле и меняет лишь выражение лица. Правда, иногда я использую монопод, если света недостаточно.

Алексей Поляков polyakov@gameland.ru