Четыре взгляда на портрет



«Пожалуйста, нарисуйте меня такой, какая я есть, только помоложе, в мехах и декольте».
(Из подслушанного на Арбате разговора заказчицы с художником)

Существует очень много мнений о том, что такое фотопортрет. Одни считают, что съемка портрета – дело плевое, каждый сумеет; достаточно навести на человека фотоаппарат, да нажать кнопку спуска. Другие активно гримасничают перед
камерой, наивно полагая, что ужимки и прыжки куда интереснее их внутреннего мира и истинной сущности. А третьи, на предложение сфотографировать их, опускают глаза долу и начинают бормотать нечто маловразумительное о том, как
плохо они всегда выходят на снимках. Не знаю, возможно мне везло, но за всю свою жизнь я не встречала еще ни одного по-настоящему нефотогеничного человека. И потом, еще великий Уильям Клакстон говорил: «Я истово верю в красоту и твердо знаю, что любое человеческое существо прекрасно».
Можно много и пространно рассуждать о том, что для создания удачного портрета необходимо тесное взаимодействие фотографа и модели, и о том, как правильно выстроить концепцию фотосессии, на эту тему написаны тома и тома.
Но, как мне кажется, все дело в терпении и доброжелательности, в позитивном настрое, увлеченности и, не побоюсь таких слов, способности искренне, хотя бы на время съемки, влюбиться в модель. И тогда все обязательно получится.
Даже более того – иногда сам портретируемый, втянувшись в процесс, подаст тебе интересную и необычную идею.
Я предпочитаю выполнять плечевые и лицевые портреты, реже поясные. Со студийными вспышками, оснащенными софт-боксами и зонтиками, работать приятно, кто спорит. Но мне больше по нраву жесткий свет, поэтому в качестве рисующего (и зачастую единственного) источника я использую трехсот- или пятисотваттную лампу накаливания, в зависимости от ситуации.
И не верь тому, кто скажет, что снимать портреты можно только в студии. Представленные здесь работы выполнены в обычной городской квартире, главное – проявить некоторую изобретательность. Ведь, по сути, и надо-то не так много: сообразить, как и куда прикрепить фон, выбрать подходящий объектив и источник света, понять, какие ракурсы будут более выигрышными для нашей модели. Иногда – еще продумать наряд и макияж.

Светлана Омельченко
svetla.8-d@mail.ru