Четыре взгляда на портрет



Как подступиться к портретной фотосъемке, я сообразил далеко не сразу. Пожалуй, и сейчас (через десять лет после того, как я практически перестал выпускать из рук камеру), портрет остается для меня наиболее сложным жанром. Чисто математически, в фотографии нет иных жанров, кроме портрета. Макро – портрет растения или насекомого. Пейзаж – портрет местности. Съемка архитектуры – портрет зданий. Но просто «Портрет», с большой буквы – это про людей. А сфотографировать человека непросто. Навести камеру и щелкнуть – легче легкого, но сделать так, чтобы получился именно Портрет, все-таки непросто. Фотографы и фотолюбители снимают людей постоянно: друзей, знакомых, случайных прохожих. И все это лишь отчасти портретные фотокарточки. Нужно четко разделять репортажную и жанровую съемку людей и портретную фотосъемку. Репортаж и жанр – направления, в которых объект съемки – действие, происходящее в данный момент. Оно совершается какими-то конкретными людьми, но что это за люди – неважно; замени их другими, возможно, снимок станет даже более интересным. А портрет – это рассказ о конкретном человеке (или о нескольких людях). Хороший портрет – передает нетолько внешность, но и эмоции, приоткрывает внутренний мир.
Искусство портретной фотосъемки, на мой взгляд, складывается из двух отдельных умений: постановки света и диалога с моделью.
При съемке в студии я устанавливаю свет в самом начале фотосессии и меняю его расположение очень редко или вовсе не меняю.
А вот разговаривать с человеком нужно постоянно. Вначале любой человек (если это не профессиональная модель) чувствует себя скованно, не понимает, как встать, куда смотреть, стесняется. Его движения неловки, позы и мимика неестественны. Само собой ничего не изменится, надо начинать снимать, советуя и подбадривая. Через какое-то время скованность пройдет, включится воображение – вот тогда-то и начнется настоящая съемка. Я не сторонник строить сюжеты, используя модель как манекен, и обычно даю человеку возможность придумать образ самостоятельно, лишь немного корректируя его, направляя фантазию в нужное русло. Сессию вряд ли стоит делать длиннее двух часов – все участники фотосъемки (а фотограф – полноправный участник) за это время устанут. Первые полчаса уходят обычно на отладку света и «разогрев». По моему опыту, лучшие фотографии получаются где-то в промежутке между часом и полутора от начала сессии – сначала разогрев, а потом фантазия разыгрывается так, что это начинает мешать.
Но чаще я снимаю портреты не в студии, а в помещениях или на улице. И, обычно, это не организованные фотосессии – я просто пользуюсь удобным случаем и снимаю людей там, где они сейчас. Итог – жанровые, но все-таки портреты.
При съемке в помещении я использую внешнюю вспышку, направленную в потолок или стену (если они светлые) – или надеваю плоский отражатель. На улице не использую никаких дополнительных приспособлений.
Главное в такой съемке – не технические приспособления, а умение ловить момент.
Это предпочтительнее, чем просить людей позировать – ничего хорошего в такой ситуации обычно не получается: лица и позы
неестественны и неискренни.

Портрет – это:
Глаза в глаза, даже если человек на карточке смотрит в сторону.
Диалог между фотографом и моделью. После съемки фотограф уходит, а место для собеседника остается, и им становится зритель.
Рассказ о человеке. Он может быть правдив, а может быть чистой фантазией. В любом случае, это рассказ именно об этом человеке, ни о каком другом.

Анатолий Аникин, anikin.a@gameland.ru