От Нижнего Дона до Большого Кавказа (3 часть)



Окончание. Начало статьи - читать.

Здесь стоит сделать еще одно лирическое отступление – о таксистах Краснодарского края. Как правило, в любой местности таксист – это человек, хорошо знающий свой край, который, помимо собственно доставки до места, может оказать путешественнику множество полезных услуг – начиная от возможности оставить лишние вещи и заканчивая целым набором советов, куда еще можно съездить и что посмотреть. Возможно, нам просто не повезло, но в Краснодарском крае абсолютное большинство встреченных таксистов не знали (или не хотели знать) ни о чем, кроме населенных пунктов, расстояния между ними и тарифов (которые, правда, в среднем невысоки). Поэтому, не расспрашивая ничего о дольменах, мы просто показали карту и сказали, что нам нужно попасть на край поселка. По пути все же разговорились, и, когда прозвучало слово «дольмены», таксист заявил, что знает, где они находятся, и сейчас нас к ним отвезет.
И отвез. Разумеется, не к искомой нами группе, а к фермерскому хозяйству «Дольмен» в нескольких километрах от поселка. Где за
немалую по местным меркам сумму предлагается «проэкскурсироваться» по четырем дольменам, обезображенным деревянными подпорками и снабженным пафосными названиями, да еще и стоящим на пыльных экскурсионных дорожках. Это притом, что
по окрестным лесам разбросаны десятки, если не сотни дольменов в их естественной среде. Дольмены мы, разумеется, посмотрели, раз уж приехали, но контраст между виденными в Солониках и этими был примерно такой же, как между живой птицей и ее сушеной тушкой, лежащей в ящике в каком-нибудь музее. А потом – еще пять километров по пыльному шоссе, чтобы выйти на запланированную ранее точку начала маршрута.
Две другие группы пшадских дольменов впечатлили куда больше, но все же не так, как солоницкие. Они здесь – совершенно иной конструкции, в основном не выдолбленные из монолита, а сложенные из плит.
При этом каждую из стен может образовывать как одна плита, так и несколько. Так что эти дольмены с полным правом можно назвать архитектурными сооружениями.
Наиболее интересной оказалась группа на отрогах горы Цыганкова, где, помимо дольменов, имеются и другие мегалиты, в частности, большое количество камней-чашечников, в углублениях которых собирается дождевая вода. Сами камни не носят никаких следов обработки, и искусственного они происхождения или естественного, сказать сложно. А еще – сюда стоило съездить хотя бы ради пейзажей: долина реки Пшады – очень живописное место.
На обратном пути нас снова догнала непогода, и снова нам удалось убежать от нее на юг, в Хосту. Где мы в итоге чуть не остались ночевать на вокзале. Не могу сказать наверняка, но, похоже, что в связи с грядущей Олимпиадой решили ликвидировать весь частный сектор, заменив его «цивильными» пятизвездочными отелями. Во всяком случае, все местные жители, которых мы спрашивали по поводу жилья, почему-то пугались и говорили, что «мы здесь, скорее всего, точно ничего не найдем». Никаких объявлений о сдаче жилья здесь тоже не было (хотя большая часть Черноморского побережья пестрит ими). Остановились в итоге в гостинице – разумеется, вдвое дороже, чем рассчитывали, но было уже темно и выбирать не приходилось.
Для Хосты (как и для нескольких других городов) подготовка к Олимпиаде стала настоящим бедствием. И, когда приезжаешь
сюда, видишь отнюдь не детей в одинаковых футболочках, хором кричащих «Ура, Сочи-2014!», а призывы выйти намитинг в защиту уничтожаемого застройкой городского парка, объявления «срочно продам дом» и надписи на заборах «Помогите! Совсем жить невозможно с этой стройкой». Причем – повсюду и в огромных количествах. Отсюда же вполне понятное негативное отношение к москвичам («это они все скупили, а теперь нас отсюда выживают»). Так что тем, кто положительно относится к амбициозному проекту, я бы не рекомендовал афишировать это перед местными жителями.
На следующий день прогулялись до знаменитых Агурских водопадов (впечатлили, честно говоря, не слишком сильно), а дальше – поехали в Красную Поляну. Нет, не покататься на горных лыжах – просто походить по горам. Сначала все складывалось, вроде бы, удачно: застройка быстро кончилась, и в горы пошла умеренно накатанная грунтовая дорога, не носящая излишних признаков цивилизации. С каждым пройденным километром крепла уверенность, что «стройка века» коснулась только самой Красной Поляны, не затронув окрестные горы и леса. Но дальше нас ждало разочарование. Были, конечно, красивые виды, мы сняли несколько «классических» горных пейзажей, но несколько странно сутки забираться пешком в горы, когда мимо
то и дело проносятся с ревом квадроциклы, да еще только для того, чтобы наверху поесть борща с парой бутербродов в дорогом ресторане. Нет, я не против «цивильного» отдыха в принципе, но страшно, когда строительство инфраструктуры для этого самого «цивильного» отдыха уничтожает всю природу в радиусе нескольких километров. Все-таки, видимо, окрестности Красной Поляны и большую часть Черноморского побережья следует вычеркнуть из списка мест, пригодных для самостоятельных путешествий. А жаль.

Алексей Поляков (polyakov@gameland.ru)