От Нижнего Дона до Большого Кавказа (2 часть)



Продолжение. Начало статьи - читать.

В Туапсе приехали около пяти утра. Разумеется, о том, чтобы отправить лодку грузовым вагоном в Москву в такое время, не могло быть и речи, а ждать до полудня – это означало терять день. Поэтому мы сдали лодку в камеру хранения и поехали в горы, за весенними первоцветами, а отправить груз решили после возвращения с первого маршрута.
Небольшое отступление о грузовых вагонах. В целом это – очень удобная (и зачастую необходимая) вещь для путешественника. Но – никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться этой системой наобум, без детальной проработки всех «но» и обзвонки всех грузовых отделений, которые планируется использовать. Иначе можно попасть в очень неприятные ситуации. В отличие от неплохо отлаженной системы перевозки пассажиров, над системой отправки грузов нашим железнодорожникам еще работать и работать: правила у каждого отделения свои, и ни о какой единой системе речи нет. В частности, я не понял, какая логика заключается в том, что из Ростова-на-Дону (который является областным центром и где, по идее, обязана быть крупная багажная станция) не может отправить груз человек, не имеющий сам железнодорожного билета в том же направлении, а на вопрос «откуда можно?» они отправляют в Новочеркасск. А из небольшого, в общем-то, городка Туапсе – можно. Или в том, почему груз из Туапсе в Москву отправляется сначала в Санкт-Петербург, где он лежит несколько (заранее не известно, сколько) дней в ожидании московского поезда. Притом, что прямое сообщение есть и довольно хорошо развито. Или вот еще: багажные кассы закрываются в 18:00, но уже в 16:30 нас бегом гонят туда, потому что в 17:00 уже уйдет некто, кто должен поставить какую-то печать, без которой у нас все равно ничего не примут. А что было бы, приди мы не за полтора часа, а за час до официального закрытия багажных касс? Как бы там ни было, от лодки и прочих ненужных в горах вещей мы в конце концов избавились, правда, потратив изрядное количество времени и нервов.
Март на Кавказе – время дождей. Пройдя по относительно сухой и натоптанной горной тропе вечером, нельзя с уверенностью сказать, удастся ли вернуться по ней же утром. Вчерашняя тропа превращается в мощный ручей, ручей – в полноводную реку, а река – в нечто бурлящее и совершенно непроходимое. Даже процесс съемки первоцветов, после того как мы поставили палатку на цветущем склоне у небольшого ручейка, выглядел следующим образом:
сидишь в палатке и пару часов пьешь чай в ожидании, когда ливень чуть поутихнет.
Накидываешь плащ, хватаешь кофр – и бегом к цветам. Несколько кадров, дождь усиливается – и обратно к палатке, но другим маршрутом, потому что прежним пройти уже нельзя. По этой же причине нельзя верить тому, как нарисованы горные тропы даже на самых подробных картах: с того момента, как производилась съемка, старые дороги не раз смывало, прокладывались новые – разумеется, по-другому. А спрашивать дорогу в горы у местных жителей здесь, как оказалось, бесполезно: даже грибники не забираются дальше соседнего склона. Тем не менее, помочь пытаются, и весьма активно. Так, например, когда мы уже практически вышли на нужную дорогу от поселка, ведущую в горы, выбежала пожилая женщина и начала нас клятвенно заверять, что никакой дороги здесь нет. «А это что?» – спросили мы. «А это вы вокруг поселка обойдете и сюда вернетесь. Все ходят вон там, там есть дорога». Разумеется, дорога там была, но не туда, куда нам нужно, что мы и попытались объяснить. «Нет, все ходят туда. Вы идите вон по той дороге, там повернете налево, потом направо, а там будет Вася – он вас отведет». Последний аргумент сразил нас окончательно, мы поблагодарили за помощь и сказали, что все же попробуем посмотреть ту дорогу, которая «вокруг поселка и никуда не выведет». Разумеется, она и оказалась нужной.
К концу первого маршрута дождь лил не переставая. С трудом спустившись с гор по старой тракторной дороге, теперь больше
напоминавшей полноводную горную реку, мы решили немного изменить планы и попытаться убежать от плохой погоды, поехав не на север, а на юг, в Солоники, где на невысоком горном хребте среди огромных камней разбросано несколько дольменов.
Слово «дольмен» происходит от бретонского «tol men», «стол-камень». Эти мегалитические сооружения из каменных плит распространены практически по всему миру.
Однако, мне кажется, не стоит на основании этого делать выводы о некоей единой культуре, будто бы объединявшей в незапамятные времена большую часть земного шара.
Все-таки дольмены в разных местностях существенно различаются, а сама конструкция – несколько вертикальных плит, накрытых горизонтальной «крышкой» – настолько очевидна, что дойти до нее разные народы вполне моглисамостоятельно (так же, например, крест как символ использовался многими народами, не имеющими никакого отношения к христианству). Но это все предположения, а вот другую байку можно смело опровергнуть – о том, что качество подгонки плит якобы настолько высоко, что между ними нельзя просунуть и лезвие ножа. На основании этого эзотерики делают всевозможные фантастические выводы, вплоть до того, что древние якобы умели размягчать камень. Сторонникам этой теории рекомендую посмотреть хотя бы один частично разрушенный дольмен. Лезвие ножа между плитами действительно не просунешь – но не из-за магических секретов древних, а изза того, что в плитах предусмотрительно выдолблены пазы для сборки каменного «домика». Вполне возможно, что следует искать и более простые объяснения назначения мегалитов этого типа: например, они могли служить либо погребами для хранения продуктов, либо небольшими «семейными» святилищами – иначе остается абсолютно непонятным их огромное количество и разнообразие.
Первый дольмен мы нашли случайно, когда уже хотели отложить поиски на завтра и вставать на ночь. Поднявшись по заросшей колючим кустарником старой газопроводной трассе на хребет и пройдя еще некоторое расстояние, мы очутились в сказочном лесу.
Горный ручей с каскадом небольших водопадов, громоздящиеся то тут, то там обломки скал, множество папоротников и колючих лиан, будто бы охраняющих тайны леса – и абсолютная тишина. Очень хотелось встать на ночлег в этом месте, но точного понимания, где мы находимся и сколько еще идти, не было, времени оставалось мало – а потому решили идти дальше до упора, пока хватит сил. И буквально через пару десятков метров увидели первый дольмен. Сначала мы приняли его за очередной кусок скалы: огромный валун, практически не обработанный снаружи, был выдолблен внутри и накрыт каменной плитой.
Следы работы человека носил лишь портал с имитацией выступающих плит (монолитные дольмены часто имитируют элементы конструкции плиточных) и неизменным для дольменов Кавказа отверстием. Прогулявшись по окрестностям, нашли еще несколько дольменов – все они были сделаны из цельных кусков монолита, но все – разные.
На следующий день спустились в Лазаревское, где остановились в маленькой семейной гостинице. Не в сезон цены оказались совершенно смешными, да и передохнуть с комфортом после такой пробежки по горам хотелось. А утром нас ждал переезд сначала в Туапсе, потом в Пшаду – и еще одно путешествие к дольменам.

Окончание статьи - читать.