От Нижнего Дона до Большого Кавказа (1 часть)



Середина марта – время, когда весна у нас еще не успевает начаться, а зима уже порядком надоела. И хочется на несколько недель приблизить весну – с последним снегом, первыми цветами и переменчивой погодой.
Для этого надо попасть не в жаркие страны, где царит вечное лето, а всего лишь на юг России – самое для этого подходящее место.

Дон, перед впадением в Таганрогский залив Азовского моря, разливается на множество больших и мелких рукавов и проток, образуя значительную заболоченную территорию. Здесь настоящий рай для птиц, водяных ужей и болотных черепах. А заодно – и для фотоохотников.
Начальной точкой маршрута была выбрана станция Танаис, находящаяся примерно на полпути между Ростовом-на-Дону и Таганрогом. Бегло осмотрев руины античного города и небольшой археологический музей, мы вышли на берег спускать лодку. Нужно было торопиться: через три дня пора было двигаться дальше на юг, а хотелось еще выйти в Азовское море. Однако поднявшийся сильный встречный ветер дал понять, что наши планы нуждаются в корректировке.
Лодку сдувало в прибрежные заросли, а взятые с собой короткие весла (для экономии веса) не давали возможности выгрести против ветра. Выручил рыбак, который, глядя на наши мучения, взял надувную посудину на буксир и затащил в соседнюю протоку (на местном наречии – «гирло»), более защищенную от ветра. Заодно рассказал, что Азовское море сейчас штормит и лучше туда не соваться вовсе. Сложно было представить себе, как может штормить лужа глубиной в среднем по пояс (не зря в античности называли его не морем, а «меотийским озером» или «меотийским болотом»), но все же решили не рисковать, а спокойно побродить оставшиеся пару дней по окрестностям, тем более что места для фотоохоты были замечательные.
Мы находились на острове, образованном двумя рукавами Дона и пересеченном множеством мелких естественных проток и искусственных канальчиков. Ходить не всегда было легко. То тут, то там приходилось пересекать ту или иную протоку – спасали взятые с собой болотники. Птицы появились не сразу. То есть, чайки и вороны, разумеется, были, но – не за ними же ехали. Первыми мы увидели бакланов. Баклан – птица пугливая, и, если видит сверху что-то подозрительное – палатку или идущих людей – старается облететь на довольно большом расстоянии.
Близко они так и не подпустили, зато очень впечатлил строевой пролет: несколько птиц летели четко организованным строем, впереди ведущий, а за ним остальные, выстроившись в шеренгу – совсем как на авиапараде!
Как только встретились первые птицы, они стали показываться нам в таком количестве и разнообразии видов, что заставили пожалеть о так и не купленном перед поездкой приличном телеобъективе. Белые и серые цапли, журавли, усатые синицы, утки и множество других, которых не удалось определить даже приблизительно. Многие подпускали на достаточно близкое для съемки расстояние. В общем, посидеть бы там недельку, да с нормальным объективом! Но нам пора было двигаться дальше: завтра – ночной переезд в Туапсе, а ведь еще из дельты надо выбраться и до города доехать.
А на прощание дельта Дона подарила нам один из самых красивых виденных в жизни закатов.

Продолжение статьи - читать.