Фотографический минимум (1 часть)



Все когда-нибудь кончается. Время творческих щелчков затвором также не бесконечно – свет ушел, карточка заполнена, аккумулятор сел, ты устал, домой пора – упаковал аппаратуру и отправился. Но процесс создания фотографии на этом не завершен. Ее – Фотографию! – еще надо отыскать среди десятков (или сотен, или тысяч) сделанных кадров и обработать.
Творческая, художественная обработка фотоснимка – искусство, которому нужно долго и терпеливо учиться. Я же расскажу о минимальной обработке фотографий, которая нужна каждому выбранному снимку (невыбранные стираются вовсе или хранятся так, как есть, пока их бессмысленное существование не будет прервано в результате физического осыпания байтов с магнитной пластинки винчестера). Все инструменты названы так, как они называются в Adobe Photoshop, их аналоги можно
найти во всех серьезных программах-обработчиках.

Обработка, о которой идет речь, настолько невелика, что с ее необходимостью часто соглашаются даже самые рьяные противники обработки фотографий вообще и замечательной программы Фотошоп в частности. Название, которое стало
уже нарицательным для обозначения оголтелого фотомонтажа и обработки.

Нулевой шаг. Отбор.
В первую очередь нужно выбрать только удачные кадры. Это сложно, но это надо сделать. Далее приходит очередь кадров-повторов. Дублей – например, при съемке макро, когда я делаю второй кадр с той же экспозицией, на всякий случай – а вдруг на первом в резкость не попал (глубина резкости маленькая, легко промахнуться, сдвинувшись буквально на пару сантиметров). «Триплей» – цепочки из трех кадров (из пяти – фотоаппарат не позволяет), когда я использую брекетинг. Или серий, когда я снимаю что-то репортажное.
Из всех похожих кадров отбирается для обработки один – максимально качественный (и по экспозиции, и по композиции). В случае с кадрами из брекетинга: самый светлый, чаще всего, отбрасывается – выбор из двух производится по самому светлому месту. Если на более светлом кадре нет пересветов, то беру его, если есть – беру второй.
Дело в том, что вытянуть информацию из теней вполне возможно. Пересвет не убрать никаким способом, информации там просто нет.

Первый шаг. Удаление лишних деталей.
Лишнее в данном случае – это не морщины на лице твоей мамы и не «все эти люди на пляже».
Лишнее – это пятнышки от пылинок на матрице (владельцы компактов могут быть счастливы и свободны, в компакты пыль обычно не попадает), не убранный во время съемки мелкий (подчеркиваю, мелкий, а не «все на пляже») мусор, косметические огрехи на лицах людей, не имеющие постоянной природы (царапины, прыщики). Морщины стоит «трогать» очень аккуратно – есть шанс сделать из близкого родственника едва узнаваемого «чужака». Родинки лучше не трогать вовсе.

Второй шаг. Контраст и яркость.
В общем и целом правильно экспонированные кадры и так выглядят вполне контрастными и яркими.
Вот только почти никогда не бывает такого, чтобы небольшое поднятие контраста и добавление яркости испортило кадр. Обычно налицо заметное улучшение. Способы есть разные, самый простой и удобный – использовать Curves (Кривые). Этот инструмент позволяет одновременно работать и с яркостью, и с контрастом. Причем обычно достаточно небольшой коррекции.

Окончание статьи - читать.