Творческий процесс



Андрей Каменев – профессиональный фотограф. Снимает все, что попросят. Любит снимать экстремальные виды спорта: горные лыжи, кайтинг, серфинг, мультиспорт и прочее. Участвовал в качестве фотографа в нескольких десятках экстрим-соревнований по всему миру, в том числе и самых известных, например, Кэмел-трофи. Занимается подводной съемкой. Много путешествует.
А еще он любит снимать панорамы и делает это в качестве хобби, почти всегда «в стол», для себя. Мы попросили его
дать несколько советов нашим читателям.

Из двух…
Штатив при съемке панорам совсем не обязателен. Практически все мои панорамы сделаны с рук. Дело в том, что большинство из них состоят всего из двух кадров. Максимум из трех. Для этого есть несколько причин. Во-первых, так проще. На сборку таких панорам не нужно много времени, а результат не менее впечатляющий. Во-вторых, и это даже важнее, узкая, многокадровая панорама мало кому нужна. Она слабо подходит для обычной полиграфии. Чтобы напечатать такой кадр в журнале, нужно либо ее обрезать, либо она будет совсем маленькой и потеряет всю красоту. Поэтому мои панорамы близки к «плазменному» формату 16:9, он идеален для таких кадров. У меня мощный фотоаппарат с разрешением 17 Мп, и когда я складываю панораму из двух кадров (горизонтальных), разрешение получается около 30 Мп – этого хватает для любой полиграфии. С другим фотоаппаратом этого тоже можно достичь, придется просто сделать не два горизонтальных, а пять вертикальных кадров. Это ненамного сложнее.

Как правильно
Есть, конечно, традиционный, «правильный» способ снимать панораму. Ставим штатив. Нивелируем его – выравниваем по линии горизонта. Используем панорамную головку. Камера ставится вертикально. Это делается для того, чтобы было меньше иска-
жений. Любой объектив по краям искажает картинку. И от этого никуда не деться. Разумеется, по вертикали искажения меньше, чем по горизонтали (при прямоугольном кадре). Поэтому снимаются именно вертикальные кадры. И снимаем 5-10-20 снимков, из которых потом клеим один. С разрешением, например, 70 Мп. Кому оно такое нужно – вопрос, но факт остается фактом.

Важные детали
Мне многие говорят: у тебя мощная камера, снимал бы один кадр широкоугольным объективом и потом резал его до нужного размера. Но на самом деле картинка в этом случае будет сильно отличаться от панорамной. В принципе – рисунком. И технически – возможностями. Если я сниму два кадра широкоугольным объективом и потом их «сошью», то охват будет почти 180o. Ни один объектив не позволит получить такой охват без искажений.
Когда снимаешь с рук, возможна ступенька между кадрами. Она обычно небольшая. Есть два пути ее убрать: можно кадр немного подрезать, а можно небо дорисовать, если в кадре есть небо.
При съемке обязательно фиксировать экспозицию и баланс белого, иначе соседние кадры могут отличаться по экспозиции или по цветам. Поправить это после съемки очень непросто.
Фотоаппарат меряет по тому, что находится в этом кадре, но он не знает, что будет еще второй кадр.
Советую снимать в RAW. Это позволяет обрабатывать кадры пакетно – меняешь настройки одного, меняются настройки и другого.
Чтобы иметь меньше проблем при сшивке, надо, во-первых, постараться встать на уровне объекта. Так, если ты снимаешь городскую панораму, желательно находиться примерно на середине высоты зданий, например, на каком-то холме. Во-вторых, лучше использовать штатные объективы или даже телевики. Ни в коем случае не использовать широкоугольники. А если все-таки приходится, то заранее продумывать, где будет проходить линия сшивки.
Обрабатывать кадры, особенно в конце, надо на 100-процентном увеличении. Если хочешь, чтобы совсем красиво было, на 200%.

Линия наименьшего сопротивления
Не надо тупо, в лоб подходить к совмещению кадров. Снимки не обязательно должны идеально сходиться. Это неправильно, когда ты отказываешься от склейки кадров, потому что «вот тут» у тебя не сходится. Творчество, особенно при съемке природных панорам, вполне возможно. Например, ты делаешь два снимка с камнем на переднем плане,
а из-за широкоугольности камень у тебя не сходится – в оригинале он был круглым, а получается овальным. Ну так и сделай его овальным, если кадр от этого не потеряет. Да и кто знает, какой именно там лежал камень. Линия стыка не может быть ровной. Она не идет ровно сверху вниз, она идет «по пути наименьшего сопротивления», так,
чтобы сшивка получалась незаметной. Не факт, что это единичная линия, где-то она может превращаться в полупрозрачный край.
Вот ты делашь панораму города с небоскребами. Если ты попытаешься провести линию по небоскребу, то тебя ждет немало проблем. Но можно провести ее по небу между двумя зданиями. Теперь ее никто не заметит.
Если в кадре много горизонтальных линий, то совместить его сложнее. Например, если у тебя есть дерево во весь кадр, и ветви в середине совпали, то по краям они не совпадут гарантированно. Не надо пытаться совмещать ветви. Можно
провести линию по стволу, здесь это будет совершенно не заметно. Отлично совмещаются панорамы по воде.

Искусство построения сюжета
С одной точки можно снять несколько десятков панорам. Разнофокусными объективами. Не обязательно снимать только классические пейзажи, с линией горизонта и прочим. Например, можно снимать макропейзажи – то, что под нога-
ми. Их вокруг миллион. Напротив, можно опустить камеру пониже и снять панораму травы. При правильном подходе это будет очень красиво.
На всех панорамах, как правило, работает одна часть. Вторая является полезным дополнением. И я это активно использую. Многие из моих панорам вовсе не задумывались как панорамы. Когда делаешь хороший кадр, можно сделать его панорамным уже задним числом. То есть: сделал кадры, посмотрел на них, выбрал интересный. Устанавливаешь те же экпопараметры и доснимаешь второй, третий, десятый.
Я как-то снимал оленя, который выпрыгнул из леса и опять там скрылся. Понятно, что я снимал его просто серией. Потом, когда олень убежал, я доснял дополнительные кадры. Несколько кадров вокруг того места, где он был. Причем не обязательно снимать в то же самое время. Можно до ждаться вечера и снять небо с луной, чтобы сделать вертикальную панораму с лесом и луной.
То же и при съемке волн и спорта. Человек может быть почти в центре кадра, но вообще-то он присутствует только в одном кадре, причем с краю.
Второй – досъемка.
Когда снимаешь волны, нужно просто много снимать. Важны горизонт и кромка волны. Сначала совмещаешь горизонт. Если части волны не сходятся, то, стирая постепенно одну из них, ты рано или поздно найдешь место, в котором они сойдутся. А несошедшиеся кусочки можно заштампить или взять из других кадров.

Главное помнить, что съемка и сборка панорам – это творческий процесс, а не простая констатация факта. Любой способ совмещения панорамы вносит в нее искажения; «честной» является только съемка панорамным фотоаппаратом. Ну так зачем же себя искусственно ограничивать?