Следы на песке



Лето – как песочные часы. Дни, подобно песчинкам, тают с неумолимой быстротой, и хочется запастись крупицами
тепла и воспоминаниями на долгую зиму. Так что лето – это сезон охоты для фотографов. Однако, пересматривая у друзей десятый альбом с «пляжными» фотографиями, одиннадцатый открывать уже нет никаких моральных сил. И это несмотря на то, что пляж, песок и ветер – чудесные декорации для всевозможных фотосессий.
Об одной такой и пойдет речь.

Итак, была задача сфотографировать пару танцоров. Все мы находились в то время на балтийском побережье, и первое, что пришло в голову при обдумывании места съемки – это, конечно, море.

Мечты и реальность
Как известно, фотограф может представлять итоговый снимок, рисовать на листочке расположение объектов кадра, но реальность никогда не уложится в желаемую им картинку. Чаще всего это к лучшему.
Когда я задумывала фотосессию, хотела увидеть на снимках следующее: танцующие на мелководье силуэты в сверкающих брызгах, на фоне яркого летнего неба, в контровом свете. Очень живые, графичные, с вычерченными солнцем формами. Так хотелось.
В реальности же, по объективным причинам, нам не удалось оказаться на пляже в нужное время суток и поймать солнце над морем. В итоге, свет – вечерний, мягкий, теплый и рассеянный, сквозь облака (увы, разгонять тучи под силу очень немногим).
Ожидаемое километровое пологое песчаное дно, обычное для Балтики, оказалось скользко-каменистым и опутанным тиной.
И вот сценой стал пляж, а брызгами – песчаные шлейфы, устремляющиеся за красивыми ногами девушки.
Опытные фотографы говорят, что если съемка уходит в незапланированное русло, как чаще всего и происходит с непрофессиональными моделями, молодыми фотографами и вообще в некоммерческой фотографии – не стоит сопротивляться, а напротив, надо радоваться и с любопытством цепляться за то, что выходит.
Итак, мы имеем: песок, ветер, море, двоих красивых молодых людей. Дальше – они танцуют, преодолевая сопротивление песка, а я – ловлю удачные моменты.

Моменты
Когда снимаешь активное движение, логично использовать функцию серийной съемки и потом уже отбирать удачные кадры. Какие удачные? Если движение активно, то моменты, когда оно запечатлено в миг кульминации, на пике устремленности. Если нечто более статичное, то важна красота линий, контуров, общая завершенность и гармония, некое перетекание форм, без неоправданных резких углов и разрывов. (Все зависит от происходящего,
бывает, что резкость и угловатость красивы, но все равно они должны быть геометрически гармоничны.)
В этом смысле серийная съемка (если фотоаппарат не позволяетделать очень большое количество кадров в секунду) – не всегда хороша, потому что можно пропустить момент «разрешения», накала движения, наибольшего напряжения. Полусогнутые ноги за секунду до взмаха, недораспрямленные руки – все это некрасиво и не вызывает эстетического
удовольствия. Поэтому лучше, предвосхищая динамику события, ловить движение вручную, нажимая на спуск чуть раньше.

Красота
Очень красиво, когда движение героев усиливается чем-то из окружающего. Как раз та самая взаимосвязь, параллелизм в формах, о котором шла речь выше. В нашем случае – это песок, в котором продолжается движение, или же – словно рождается из него.
Его завихрения отзываются в завитках волос девушки. Это может быть и летящий шарф, платье – что-то, что будет помогать строить кадр и сделает его более динамичным.
Взаимосвязь форм очень важна. Что касается шарфа или платка, если он будет единственным ярким цветовым пятном, то может стать отдельным героем фотоповествования.
Танцоры уверяют, что линди хоп – танец не для красоты, бесшабашный, который часто исполняют в джинсах. Однако на фото красиво смотрится что-то летящее, можно сказать, имеющее свою форму в пространстве, что будет подчеркивать драйв и движение, потому что зритель-нетанцор оценивает фотографию в целом, не вникая в то, свинговый на ней танец или нет. Что касается точки съемки, то лучше всего – фотографировать снизу.

Сложности и нюансы
Поскольку у всех троих опыта подобных фотосессий не было, не обошлось без ошибок.
Естественность. Я как фотограф не сакцентировала внимание танцоров на устремленность друг к другу, на совместный, а не перед камерой, танец – такой, словно меня там вовсе не было. Почувствовала это только под конец. И, как ни странно, самые приятные фотографии – естественные, где движение часто не похоже на танец.
Лица. Как следствие предыдущего упущения – следующее. Во время съемки этого не замечаешь, однако при просмотре бросаются в глаза напряженные лица позирующих, которые, понятно, стараются изо всех сил.
Лучше танцевать проще, но с ясными и улыбающимися лицами, чем все силы тратить на вытаскивание ног из песка, чтобы сделать что-то сложное.
Время. Мы были ограничены во времени, возможно, поэтому ребята еще не смогли расслабиться, но уже успели устать от песка. Поэтому на многих фотографиях, отличных по динамике, лица вышли напряженными (кстати, серийная съемка тоже ловит моменты закрытых глаз и т.п.). Так что лучше, если времени больше. Но фотографу стоит и самому попрыгать-побегать в песке (вообще, в условиях съемки), чтобы понимать, когда модели устанут.
Задний план. Бывает так, что пойман отличный момент, когда партнер подкидывает барышню, ты очень доволен, что все успел снять, и все такое… А просматривая фотографии, видишь то, на что не обратил внимания при съемке: справа на заднем плане куча вещей, идут какие-то люди вдалеке. Когда снимал, был занят только своими героями и не видел этого, однако кадр испорчен! Нужно видеть на 180 градусов и замечать все!

На будущее
Во время этой фотосессии я поняла, что лучшими являются кадры либо совершенно естественные, либо очень постановочно-красивые. Когда можно прочесть какую-то историю. Не просто наблюдать красивую позу, а чувствовать что-то незримое, что кроется внутри, едва уловимое.
Но это неуловимое строится в кадре, помимо лиц и глаз, чисто геометрически. Герои фотосессии, посмотрев фотографии, поняли, над чем стоит работать им. В общем, пользы уйма, как и пищи для размышлений. Есть стимул к самосовершенствованию, да и удовольствия много. Ведь сниматься – интересно! А снимать увлеченных людей еще интереснее (в отличие от профессиональных моделей, которые делают то, чего требует их работа; впрочем, случаи и тут бывают разные).
Главное – не бояться и снимать как можно больше, разных людей, в разных местах, смотреть и видеть, и спешить, не дать песку утечь сквозь пальцы, ведь лето так коротко…

Елена Гусева (ge.press@gmail.com)