Практика съема (1 часть)



Положа руку на сердце: снимать портреты – занятие, не требующее особенного мужества или там глубочайших энциклопедических знаний. Неоспоримый факт, что практически любой человек, представляющий, что такое фотоаппарат, портреты уже делал. И скорее всего – неоднократно. Понятно, что навыки, знания и фототехника у всех разные. При этом разнообразии результаты легко делятся всего на две части: «получилось» и «не получилось». Бывало по-разному, но хочется, конечно, чаще попадать в первую. Попробую объяснить, как это сделать.

Практика – всему голова!
Конечно же, существует огромное количество разнообразных световых схем, объективов с подходящим или неподходящим фокусным расстоянием, горы учебников и разъяснений по вопросам композиции, соображений о необходимости присутствия духовности в кадре. Но мне хотелось бы рассказать о другом аспекте съемки, не вполне техническом, но скорее поведенческом.
Если ты снимаешь свою модель не через супертелевик вприсядку из густого кустарника, стоит задуматься о типовой проблеме – как добиться естественности? Что нужно сделать, чтобы на губах модели играла легкая полуулыбка, например, вместо несимметричного оскала? Наверняка ты уже слышал, что даже зайца можно научить курить. Что уж говорить о фотосъемке! Крепкая теоретическая база, побольше практики и терпеливая модель – и все у тебя получится. Только не забывай, что как фотограф ты регулируешь весь процесс съемки, в том числе управляешь моделью. Ей тоже может потребоваться некоторое практическое обучение, будь готов к такому повороту. Не стесняйся давать позирующим толковые рекомендации. И
сам учись, обязательно пригодится!

Про три часа и коньяк
Фотографируя обычных людей в студии, я планирую съемку не меньше чем на два часа, а обычно и на все три. Так долго в студии делать в общем-то нечего, но вот ведь какое дело: когда так называемый портретируемый уверенно демонстрирует свою обычную маску – еще полбеды. Но часто люди стремятся довести до идеала соответ ствие себя своему воображаемому образу. Не реже могут начать отчаянно стесняться. Иногда это выглядит неожиданно, а иной раз и страшно.
Но бывает у всех, чего уж там прибедняться.
Хорошая новость – такое лечится силами фотографа. Часового общения хватает для растопления мышечного льда, лица проясняются, модели немного расслабляются и второй-третий часы можно полноценно работать. В особо сложных случаях выручала фляжка с коньяком, но тут важно почувствовать границу. Лучше подождать, пока сработает эффект плацебо, и уж ни в коем случае не советую превращать фотосессию в пьянку с развратом. Опасный микс, честное пионерское!

Про дураков
Еще одна распространеннаясовременная «опасность» – активные сетевые дураки, которые обильно водятся в интернете, почему-то думая, что там можно безнаказанно глумиться над чем угодно. Ну да пусть думают что хотят, речь не совсем об этом.
Если тебе захочется поснимать портреты и поделиться ими, например, в интернете, да хоть в том же LiveJournal, пристально следи за комментариями. Иногда критикуют и советуют что-то толковое, по делу – тут можно и прислушаться. Не самый выгодный свет, непродуманная поза, дефекты обработки – это относится, понятно, к тебе, как к исполнителю работы.
А вот когда пишут что-то неприятное, обидное или бестолковое про твоих моделей – уверенно отправляй таких советчиков и комментаторов садом, лесом и полем. Так и себе нервы сбережешь, и перед объектом съемки будешь в следующий раз стоять с честным и открытым взглядом. Если же дураков не изолировать от комментирования – через какое-то время никто не захочет тебе позировать. Зачем, если потом при полном твоем попустительстве людей поливают помоями граждане с кашей в голове?

Теорию – освежить, матчасть – подтянуть!
Если ты не преподаешь фотодело в кружке для начинающих, очень рекомендую первым делом освежить в памяти основные закономерности формирования ГРИП (глубины резкости изображаемого пространства) и припомнить, каких эффектов можно достичь, приоткрывая диафрагму. Если есть возможность – стоит как можно точнее выставить на камере баланс белого. У меня в рюкзаке для этой цели всегда лежат белые картонки.
На дворе лето, стало быть, возникнет возможность отправиться на дачи, в деревни или просто на шашлыки. Если планируешь много снимать на улице – озаботься приобретением отражателя. Складной круглый
трехсторонний (золотистый, серебристый, белый) – наш выбор! Стоит отражатель очень гуманно, научиться работать с ним совсем не сложно, а эффект превзойдет ожидания.
Нелишней (но не обязательной) будет и внешняя вспышка вкупе с пониманием, как и когда ей пользоваться.
Для портретных съемок из своего фото сундучка я извлекаю чаще всего три–четыре объектива. Перечислю их в порядке приоритетности: AF-S Nikkor 28-70 f/2.8D, неавтофокусный Nikkor 105 мм f/2.5, отечественный неавтофокусный Таир – 11А 135 мм f/2.8 с байонетным переходником и AF Nikkor 50 мм f/1.4D. Соответственно, фокусное расстояние всех перечисленных линз нужно умножать на 1,5, учитывая кроп-фактор неполнокадровой матрицы. В принципе, для портретной съемки более чем достаточно первого из перечисленных. Остальные служат ему прекрасными дополнениями, но надо обязательно упомянуть, что самые примечательные из своих портретов мне удалось сделать через дорогущий стабилизированный телевик Nikkor AF-S VR 70-200 2.8G IF-ED Zoom. А вот снимать портреты, особенно женские, макрообъективами (несколькими разными) не понравилось. Резкость, конечно, отменная, но для портретов явно избыточная. На мой вкус, разумеется. Бывает, конечно, что портрет нужно снять при помощи широкоугольника или даже fisheye, но это когда хочется пошалить или добиться каких-то ситуативных эффектов.

Окончание статьи - читать.