От файла – до фотоработы (1 часть)



«А что готовить-то?» – возможно, спросишь ты. Берешь карточку памяти, относишь в лабораторию – и получи готовые отпечатки на бумаге. Или, проще того, вставляешь в соответствующий слот своего фотопринтера да нажимаешь пару кнопок. Ах да, еще нужно определиться с форматом и типом бумаги – матовая или глянцевая.
Вот, вроде бы, и все. На самом деле все намного сложнее. Разница в восприятии маленькой карточки в альбоме и качественно выполненной фотоработы на стене колоссальна, даже если печатались они с одного оригинала. И на «настенной» фотоработе, в силу ее большого формата, будут бросаться в глаза такие мельчайшие дефекты съемки, обработки и печати, которые в «альбомном» варианте даже не заметишь. А для их устранения нужна долгая кропотливая работа, мелочей в которой не бывает.
Первое, что нужно сделать – выбрать, что, собственно, печатать. Однозначные советы здесь дать сложно, но вот несколько рекомендаций:

1  Старайся выбирать небольшое число работ, причем именно таких, на доведение которых до ума тебе не жалко будет потратить продолжительное время. При отборе можно мысленно задать себе вопрос: «Стал бы я это рисовать несколько часов, будь я художником?» Если ответ положительный – фоторабота, безусловно, стоит того, чтобы потратить время на ее обработку (и до нескольких сотен рублей – на печать и оформление).
2  Далеко не все фотографии, привлекательно выглядящие на экране, будут хорошо смотреться в напечатанном виде. Картинка, при всех художественных достоинствах, может быть несколько шумной, мыльноватой, могут присутствовать провалы в светах и тенях, почти незаметные на мониторе, но становящиеся вполне различимыми при качественной крупноформатной печати. Наконец, исходное разрешение просто может не позволить напечатать ее в таком формате, в котором она «заиграет».
3  Если у тебя есть серия сходных работ, и ты собираешься что-то выбрать из нее и для печати, и для публикации в Сети – совершенно не обязательно отбирать для этого одну и ту же картинку. Возможно, на фотосайте в разрешении 800x600 после вытягивания в редакторе «заиграет» одна, а на стене – совсем другая. Итак, работы отобраны. Теперь дело за выбором формата и материала для печати и обработкой. Причем именно в такой последовательности: начиная предпечатную подготовку, ты уже должен иметь представление о том, как будет выглядеть конечный продукт.


Холст
Сегодня многие фотолаборатории предлагают печать на холсте. Соответствующим образом обработанная фотография, напечатанная на грубом холсте и помещенная в раму, на первый взгляд не будет отличаться от живописного полотна. На таком материале хорошо печатать натюрморты и портреты, стилизованные под старину, а также некоторые пейзажи. Главное, как всегда, не переусердствовать: многие сюжеты при печати на холсте будут выглядеть аляповато.
Фактурная бумага
Применяется почти с той же целью, что и печать на холсте – для имитации живописи. Только если холст позволяет сымитировать масляную живопись, то такая бумага – например, акварель или пастель. Соответственно, для печати на этом материале стоит выбирать более «акварельные» сюжеты, а иногда – и соответствующим образом их обрабатывать, благо фильтров, имитирующих ту или иную технику живописи, в том же Adobe Photoshop
можно найти множество.
Пленка, пластик
Печать на этих полупрозрачных материалах оправдывает себя, если ты хочешь сделать из фотоработы светящееся панно. Оформленная таким образом работа будет светиться изнутри. Печатать же на этих материалах просто фотографии – для альбома или украшения стены – не имеет смысла, так как, по сравнению с обычной фотобумагой, цветопередача будет хуже, а стоимость – значительно выше. Исключение составляют, пожалуй, различные рекламные материалы и каталоги: пластик более долговечен, его не так легко помять, а изображение на нем получается более графичным и ярким, что, в общем-то, здесь и требуется.
Бумага «Металлик»
В последнее время этот вид фотобумаги вошел в моду и часто используется не по делу. Для нее характерен металлический (на самом деле, ближе к перламутровому) блеск на светлых участках изображения. Огонь и другие источники света, а также вода и различные отражающие поверхности при печати на ней смотрятся «как живые».
Сюжеты, идеально подходящие для печати на этой основе – пейзажи с водой, отражениями, льдом, огнем (например, пламенем свечи) в кадре. Изображения людей (особенно крупноплановые портреты) часто теряют естественность. Как правило, не стоит печатать на металлике и нежные, «пастельные» пейзажи: картинка получится ярче и красочнее, чем должна быть.


Формат и размер
Выбор формата для печати зависит от многих факторов. Это характер сюжета, разрешение фотографии, наличие или отсутствие мелких деталей и, наконец, место, где планируется размещать фотоработу. Помимо выбора формата, важную роль играют пропорции готового отпечатка: всегда пользоваться стандартным соотношением сторон (а тем более, заказывать печать без полей по принципу «что обрежется – то обрежется» или же – о, ужас! – обрезать напечатанную фотоработу так, чтобы она поместилась в стандартную рамку) – не лучший вариант. Поэтому сначала скадрируй фотографию таким образом, как ты хочешь видеть ее на стене. А после выбери желаемый формат, посчитай, какой формат реально доступен без существенной потери качества, и выбери между этими двумя величинами некий разумный компромисс.
Посчитать «идеальное» разрешение (то есть такое, чтобы его дальнейшее увеличение при заданном формате просто не имело смысла) удобно с помощью Adobe Photoshop. Допустим, фотомашина печатает с разрешением 400 dpi (разрешение машины всегда можно узнать у оператора фотолаборатории, если он не знает или не говорит – значит, услугами этой лаборатории пользоваться не нужно). Создай в Photoshop новое изображение, указав для него желаемый размер в сантиметрах, например 30x45, и разрешение печати, например 400 dpi. Далее – посмотри получившийся размер изображения в пикселях. В данном случае получилось 4724x7087. Помножив одно на другое, получаем 33478988. Не спеши пугаться – это вовсе не значит, что для того чтобы напечатать картинку довольно скромного формата 30x45, тебе потребуется 33-мегапиксельная камера!
Любительские фотомашины, как правило, действительно обеспечивающие разрешение 400 точек на дюйм, печатают с таким большим разрешением только с одной целью: чтобы количество деталей на микроскопических фотках 10x15 или даже 9x13 хоть как-то соответствовало разрешению камеры. Иными словами, детали на них можно рассматривать под лупой.
«Настенные» картинки формата A4 и больше под лупой никто уже рассматривать не будет.
Именно поэтому многие профессиональные фотомашины имеют разрешение всего до 200-250 dpi. Напечатанная на них карточка размером 9x13 действительно будет представлять собой жалкое зрелище, а вот качество печати больших форматов на таких машинах несравнимо выше. Если провести еще раз приведенные выше расчеты для формата 30x45, но уже с разрешением 200 dpi, то получим вполне разумную цифру 8 мегапикселей.
В действительности, и с 6-мегапиксельной камеры (разумеется, с хорошей оптикой) можно печатать картинки такого формата, практически не теряя в деталях – особенно если пользоваться не стандартными методами увеличения, а специальными программами для предпечатной подготовки изображения.

Окончание статьи - читать.