Записки о композиции



Разговор о композиции можно вести бесконечно. И окончится он только с исчезновением фотографии, живописи, архитектуры и изобразительных искусств вообще, то есть, наверное, только с исчезновением человечества. Впрочем, человек исчезнет, а гармония останется. Потому что, независимо от того, есть ты рядом или тебя вовсе не существует в мире, природа гармонична. Этим мы, зачастую неосознанно, пользуемся, создавая свои художественные произведения. В нашем случае, делая фотоснимки.
Заметь, сколь впечатляюще выглядят фотографии природных пейзажей. Они притягивают взгляд, в том числе и совершенством композиции, в построении которой почти не участвует фотограф. Все создано, соизмерено, расставлено до него и за него. Дело человека с камерой лишь заметить гармонию, выбрать наиболее удачную точку и запечатлеть увиденное (разумеется, на самом высоком техническом уровне, иначе зачем время тратить). Однако все это совсем не означает, что снимать природу проще простого – покупай дорогую камеру, выходи в «чисто поле» и собирай шедевры, как грибы в корзину в дождливое лето.
В этом выпуске речь пойдет о композиционных приемах и хитростях, используемых при съемке пейзажей.

Ограничивай себя
Но вначале поговорим о самоограничении. Что я имею в виду? Одна из часто встречающихся композиционных ошибок, особенно у начинающих – стремление включить в кадр сразу все и еще немного больше. Человек на фоне Эйфелевой башни (хрестоматийная ситуация) снимается так, чтобы в кадр влезла вся башня от подножия до самой маленькой антенки на вершине. Причем зачастую желание сняться «на фоне» возникает уже непосредственно возле этого самого подножия. В итоге при съемке используется максимально широкий угол, на снимке получаем башню во весь кадр и сантиметровую фигурку «модели» в нижней части кадра – «хоть лица и не разобрать, но это я там стою». При съемке «чистого» пейзажа наблюдается та же картина – непременно будет сделана попытка вместить в кадр все, что видится вокруг. В идеале вообще все, что видно при повороте головы слева направо (ну или справа налево, кому как нравится). В сочетании с неуемным стремлением лишить снимок переднего плана, выкинув за границы кадра все близлежащие объекты, получаем скучные и невыразительные пейзажи без какой-либо идеи, смысла, содержания. Простая констатация факта – пейзаж, точка. Возможно, если напечатать эту фотографию во всю стену, так чтобы возникал эффект присутствия (впрочем, без переднего плана эффект все равно не тот), она будет смотреться лучше. Но в формате 10х15 (да хоть бы даже 30х40) выглядит тоскливо.
Примеры приведены, читатели в ужасе, пора переходить к делу. Если сформулировать коротко, то выйдет простое правило: заполни кадр объектом съемки. Звучит несложно, но требует объяснений. В первом из приведенных примеров применение этого правила даст средне- или крупно-плановый портрет (по пояс или только лицо) человека и часть одной из опор башни на фоне. Впрочем, ее очертания настолько узнаваемы, что определить по фотографии, что это именно она (дурацкая стальная конструкция, которую так ненавидел Ги де Мопассан) сможет почти любой современный человек. Тех, кто не сможет «угадать мелодию с одной ноты», можно упрекнуть в «несовременности» (или даже необразованности). Остальным и объяснять ничего не придется: вот я, вот башня – все видно.
Творческое применение этого же правила потребует немного походить. Чтобы выполнить все условия задачи (я на фоне, башня целиком), придется отойти на какое-то значительное расстояние и найти место, с которого главный парижский лэндмарк будет виден целиком. Скажем такое, чтобы визуально высота башни равнялась росту модели. Тогда можно будет сделать чудесный ростовой портрет: я и башня.
Второй случай в чем-то проще, в чем-то сложнее. Непросто решить, что же именно я хочу сфотографировать в этом, без сомнения, прекрасном пейзаже. Но это необходимо. Для облегчения задачи можно использовать рамку от слайда, либо выучить специальную фигуру из пальцев (указательные и большие пальцы обеих рук разводим на угол 90o и составляем из них прямоугольную рамку). Такой прием позволяет увидеть кадр заранее и понять, какой именно охват пространства необходим для создания хорошей композиции. То же самое можно сделать, и глядя в видоискатель или
на дисплей, но существует, видимо, какой-то психологический барьер, который мешает остановить стремление захватить в кадр все. Преодолевается оно долгими тренировками. Поэтому, для начала, лучше все же пользоваться рамкой.
Нам кажется, что мы видим все, что находится в пределах 170o нашего угла зрения. На деле это не так. На прямое зрение приходится только 45o. Остальное – боковое зрение, в пределах которого мы видим только общие очертания предметов и
распознаем движение. Мы так быстро переводим взгляд и перефокусируемся, что считаем, что видим одномоментно гораздо больше, причем с бесконечной глубиной резкости.
Так же, как и мы, видит 50-мм объектив, его угол зрения тоже равен 45o. Именно с его помощью можно снять кадры, максимально соответствующие тому, что же мы на самом деле наблюдали. 50 мм – это если ты снимаешь на полнокадровую матрицу или пленку; с учетом кроп-фактора большинства цифровых зеркалок 1,5 – наиболее близкий угол обзора обеспечит 35-мм объектив.
 

Передний план
Раз уж зашла речь о переднем плане, стоит остановиться на его использовании подробнее. Фотография может иметь несколько планов. Классическое разделение на три: передний, средний и дальний. Фотография, в которой есть только
один из планов (в этом случае сложно сказать, какой именно это план – он один), выглядит плоской, даже если сняты совсем не плоские объекты. В ней нет ощущения объема.
Второй из приведенных выше примеров, пейзаж без переднего плана, скучен именно этим. То есть, снимая таким образом, например, горы, ты получишь кадр, на котором будут изображены некие природные образования, возможно, даже горы. Но какие они, как далеко, какого размера, это сказать по такому кадру нельзя. Не с чем соотнести их.
В пейзаже обязательно должен присутствовать хотя бы средний план: озеро, равнина, лес, цепь холмов, уходящие к горам. Еще лучше, если в кадр будет включен и передний план: близко расположенный камень, дерево, может быть, дом или человек. Многоплановая композиция не всегда проста для построения, но она гораздо более выигрышна.
Для переднего плана можно подобрать какой-то единичный объект, но передним планом может стать и линия: трава на краю поля, край ближнего берега (если снимаешь реку или озеро), полоса леса.
Возможно, для лучшего включения переднего плана в кадр нужно будет сменить точку съемки – расположиться ниже. Следует решить, что именно будет главным объектом в кадре – то, что на переднем плане, или те самые горы, и смещать акцент соответствующим образом.
Акцент легче всего установить, используя глубину резкости. В общем случае резким должен быть и передний план, и задний. Если акцент ставится на переднем плане, то стоит приоткрыть диафрагму. Если хочешь, чтобы задний план был совсем размытым, выбери для переднего плана объект поменьше и поближе. Кадры с размытым передним планом также возможны, но использование этого приема требует вдумчивого подхода: не всегда присутствие на переднем плане какого-то размытого, хоть и угадываемого объекта выглядит оправданно.