Мои размышления о фотографии



Ф отографировать я начал около 4 лет назад, внезапно. Видимо, проснулись гены прадедушки-фотографа, зарабатывавшего на жизнь собственными фотовыставками на борту парохода, курсировавшего по Волге в конце позапрошлого века.
Более всего интересуюсь жанром «спонтанного портрета», когда требуется оперативно использовать ситуацию, освещение и другие внешние факторы в качестве выразительных средств.
Это при том, что все это фотографу не подвластно, он лишь наблюдатель, который должен поймать и зафиксировать момент, но тем интереснее поставленная задача.
Любовь к данному жанру вынуждает иметь камеру всегда при себе. Тут на руку сыграла удивительная компактность любимого
объектива Pentax DA 40 мм f/2.8 Limited, при помощи которого и сделаны все показанные фотографии.
Фотография для меня – не только увлечение, но и способ творческой самореализации, которая необходима любому человеку в той или иной форме.
Так что вне зависимости от того, нравятся ли кому-то мои работы, появляются ли они в интернете, в блоге и т.д. – фотография увлекает меня, позволяет отвлечься от работы, повседневных забот, остаться наедине с собой.
Названия фотографиям я давать не люблю и не умею. Полагаю, фотография должна говорить сама за себя; у зрителя не должно возникать вопроса «о чем это фото?».
Исключением является, наверное, только чисто репортажное фото, когда картинка имеет смысл только в контексте некой  конкретной ситуации, которая и требует пояснения, но не названия.
Что является более «духовным», пленка или цифра, вопрос настолько же популярный, насколько и бессмысленный.
Хороший фотоаппарат, как известно, должен быть таким, чтобы не мешать фотографу фотографировать. В этом смысле пользоваться цифровой аппаратурой существенно удобнее, хотя бы из-за возможности постобработки. Пленочная техника подразумевает куда более неторопливый подход к процессу.
Обработка, если она является выразительным средством – совсем не преступление. Особенно мне нравятся цветовые эффекты при кросс-процессинге (или его эмуляции в редакторе). Зачастую я использую постобработку в собственных работах для придания фотографии динамики, расширения яркостного диапазона и т.д.
Интернет позволяет показать собственные работы большему количеству людей. Ведь затем туда снимки и выкладываются – себя показать и на других посмотреть, обменяться опытом и послушать мудрый совет. С другой стороны, в силу широкой доступности, Сеть наводнена огромным количеством низкосортных фотографий, критика зачастую неадекватна, а на фотосайтах гонятся не за качеством снимков, а за рейтингом и статусом. Это не имеет никакого отношения к творчеству, но выдается за него, и потому убивает фотографию как искусство.
На мой взгляд, учиться фотографии лучше «вживую», так как лучший способ чему-то научиться – сначала повторить за тем,
у кого получается лучше, чем у тебя, а потом уже творить самостоятельно. Чтение книг и поиск информации в Сети позволяют
получить теоретические знания (по большей части – технического характера), которые обычно мало связаны с практикой. Реальные, рабочие навыки можно получить лишь под руководством более опытного человека сугубо в процессе живого общения.

Игорь Бойцов